Комментарий: "Никогда больше" - это не только о войне
Будут ли отмечать День Победы в будущей демократической России, и если да, то как? Праздничная фантазия Олега Кашина специально для DW.9 мая 20** года президент России Олег Владимирович Кашин, отстояв торжественную службу в Успенском соборе Кремля, возложил венок к Могиле неизвестного солдата в Александровском саду и произнес краткую речь - поздравил соотечественников с великим праздником, выразил надежду, что таких страшных веков, как двадцатый, в русской истории больше не будет, и что человеческая жизнь должна навсегда остаться высшей ценностью для всех государств мира, и для России тоже.
Черно-оранжевая лента и другие символы
Накануне глава государства вернулся из Новгородской области, где участвовал в открытии четвертой, последней очереди мемориального комплекса "Мясной бор"; там спустя много десятилетий после войны захоронены последние советские солдаты, лежавшие непогребенными в этом лесу. Руководитель поисковых отрядов доложил президенту, что дает личную гарантию - человеческих останков в этих лесах больше нет, все найдены, все похоронены.
Вечером 9 мая в Кремле будет торжественный прием, а день президент Кашин проведет с москвичами и гостями города на Поклонной горе, где, сменяя друг друга на сцене, звезды отечественной эстрады от Елены Ваенги до Ивана Дорна, одетые в гимнастерки образца сороковых годов, поют советские песни фронтовых лет. Газетные критики ругают эту традицию, обвиняя певцов в культивировании пошлости, но, по мнению президента, если традиция уже сложилась, нарушать ее не следует.
То же самое касается шествия "Бессмертный полк", проходящего в этот день во всех городах России, и черно-оранжевой ленты, которая остается самым популярным символом, связанным с этой датой - с тех пор, как государство отказалось поддерживать производство и распространение ленты, она, кажется, стала еще популярнее, чем была - на всех перекрестках волонтеры в гимнастерках продают ее по рублю (новыми), и вырученные деньги идут на реставрацию воинских мемориалов в регионах. Некоторые считают, что лента также символизирует память о событиях 2014-16 гг. в Донбассе, и хотя в официальных документах по этому поводу ничего не написано, такая точка зрения на эту ленту, конечно, тоже имеет право на существование.
Собственно, это главная идея этого праздника - любая точка зрения, если она что-то значит для людей, имеет право на существование. В Русском университете (бывший РГГУ) проходит традиционная конференция, посвященная изучению сходств и различий сталинского и гитлеровского режимов. Тысячи автомобилистов наклеивают на свои машины стикеры "Спасибо деду за победу", "На Берлин" и "Можем повторить".
В Новочеркасске местные казаки служат панихиду у памятника атаманам Краснову и Шкуро. В городе Царицыне - массовый митинг сторонников переименования города в Сталинград. На Трубной площади в Москве поклонники Булата Окуджавы отмечают день его рождения пением песен, а на Триумфальной читают Константина Симонова. В книжном магазине среди хитов - новая книга Льва Данилкина о маршале Жукове как воплощении всего лучшего, что есть в русском характере, книга Захара Прилепина о лейтенантской прозе и новая книга Энтони Бивора о заградотрядах, написанная после того, как российские власти рассекретили и оцифровали все государственные архивы, связанные со Второй мировой войной.
В кинотеатрах, наряду с какими-то фантастическими американскими боевиками - героическая драма о Курской битве с Сергеем Безруковым и сентиментальная драма о любви советского офицера и немки тоже с Безруковым; по итогам первого уикенда у обеих картин одинаково хорошие сборы. Вечером по телевизору - ток-шоу "60 минут", гости которого вспоминают путинские годы и спорят о том, почему именно 9 мая в те времена отмечали так агрессивно и яростно. Поздно вечером, когда стемнеет, над Москвой-рекой салют. Люди с георгиевскими ленточками, воздушными шариками и красными "копиями знамени победы" не спеша расходятся по домам - праздник!..
Избавляясь от шелухи, не избавиться от всего
Вряд ли все будет именно так, но это - именно то, чего хочется. Чтобы не было никакой окончательной железобетонной точки зрения, чтобы национальная память не превращалась в пародию на религию, как это происходит сейчас, но и, что не менее важно, не становилась поводом для столь же пародийного самобичевания, когда очередной перекрасившийся замполит начнет рассказывать России, что ей нечем гордиться и нечего помнить, а только каяться и платить.
Для ныне живущих это самый главный праздник, и если избавление его от пропагандистской шелухи кажется сегодня важнейшей задачей, то другой важнейшей задачей будет, избавляясь от шелухи, не избавиться вообще от всего - и от памяти, и от гордости, и от боли, и от веры.
Если в обществе есть люди, для которых "Можем повторить" весомее, чем "Никогда больше", то и с этими людьми придется считаться любой будущей власти, и ни у кого нет и не будет права ломать их об колено. И если кому-то важна черно-оранжевая ленточка, ни у кого нет права ее с них срывать. Если кому-то кажется пошлостью пение артистов в старых гимнастерках, то пусть он напишет об этом статью в рубрике "Культура", а если он придет мешать людям петь и слушать, то он сам хам и пошляк, и его с концерта на Поклонной горе абсолютно заслуженно выведет охрана.
Не знаю, будет ли все именно так, но что знаю точно - если кому-нибудь придет в голову в светлом демократическом будущем с помощью насилия или обмана отобрать у моей страны ее праздник, то это спустя лет двадцать опять приведет к самому отвратительному реваншу наподобие того, какой происходит теперь.
В том, что сегодня в России празднование 9 мая иногда принимает самые жуткие формы, есть не только заслуга Путина, но и тех, кто в свое время говорил, что праздник - не праздник, и что ленточка - не ленточка, и что деды - не деды, и что чем праздновать, лучше каяться, и что вся правда в книге "Ледокол". "Никогда больше" - это не только о войне, но еще и об этом. Никогда больше никто не будет заставлять людей относиться к истории так, как кто-то придумал за них.