Семейные истории: как одесские корейцы морков-ча начали торговать
Этим материалом одесситки Инны Николаевой мы открываем новую рубрику под названием "Семейные истории". Ее авторами будут наши читатели, простые горожане, которые расскажут обычное и необычное о своих семьях, чьи биографии, подобно кусочкам мозаики, составляют разноцветное полотно богатой и противоречивой истории нашего города.
Инна Николаева по матери кореянка. Фамилия мамы и бабушки - Цой. Коре-сарам - так называют себя представители этого восточноазиатского народа, с XIX века проживающие на территории бывшей Российской империи и Советского Союза. Еще их именуют "советскими" или "русскими" корейцами. Есть коре-сарам и среди одесситов.
Семья Инны попала в СССР до начала Второй мировой войны. Корея тогда была оккупирована Японией. Жили на Дальнем Востоке, но в 1945 году их вместе с другими корейцами депортировали на Урал. Потом переселили еще несколько раз, пока в 1964 году семья не оказалась в Одессе. В начале 1970-х Нина Цой, бабушка нашего автора, и четыре ее сестры вышли на рынки Одессы торговать корейской морковкой - морков-ча. Далее - слово Инне Николаевой.
Хотите знать правду о корейской морковке?
Вы можете мне, конечно, с усмешкой сказать, что, наверное, все корейские девочки рассказывают эту историю своим парням. Но однажды наступил день, когда я повезла знакомить своего будущего мужа с моей корейской родней. Позже муж мне признался, что он под впечатлением.
Так вот, кто впервые из корейцев-переселенцев нашинковал морковку и обозвал ее морков-ча, я не знаю, тут одеяло на себя тянуть не стану. Но я знаю, кто впервые вышел с ней на одесский базар. Это была моя бабушка Нина Цой. До этого знаменательного момента никто никогда в Одессе не торговал этим наркотиком. Да и, насколько мне известно, вообще никто не торговал нигде. Базар был Северный на поселке Котовского. А когда бабушка через несколько дней аншлага убедилась, что морков-ча это тема, отправила одну из своих дочек Капитолину на Привоз с миской корейской морковки. И тут началось. Морковка поперла. Наше беззаботное детство на арбузном поле закончилось тогда, когда за полчаса закончилась сначала миска с морковкой на Северном, а еще через полчаса на Привозе, а оставшаяся очередь покупателей пообещала прийти завтра в 8:00 утра.
Всем детям выдали специальные ножики для чистки морковки и устроили соревнования: кто больше начистит морковки, тот молодец. Я тоже мечтала сразиться, но была слишком маленькой, поэтому сидела в углу и клеила специальным "утюгом" кульки. Помните, такие узкие кульки с утрамбованной корейской морковкой? Мы их завязывали разноцветными нитками. Которая с красной ниткой - самая острая на вкус.
Упаковки нужно было великое множество, поэтому уроки я делала, не отрываясь от процесса. Все старшие дети делали уроки аналогичным образом. Да, собственно, через пару месяцев мы вообще уже от процесса только в туалет отрывались. Ну и поспать. А в выходные, в 4 утра, подъем на базар со старшими. Потому что такая жара пошла с этой морковкой, капец!
Но наступил день, когда на большом семейном совете бабушка сказала:
- Все, мы сами не справляемся. Нужны еще люди.
И вот тут наступил тот самый переломный момент в истории морков-ча, когда монополия была нарушена.
Конечно же, на семейном совете было принято решение нанимать на работу корейцев. А где ж их взять-то в Одессе? Большинство из меньшинства - наша семья - уже по уши в морковке. Из-за цейтнота пострадал дизайн упаковки: меня повысили и вручили специальный ножик. Типа больше не маленькая, чисть морковку, к черту кульки.
Поехала моя бабушка в Ростов. Привезла еще корейцев.
Ха, мы заполонили морковкой все рынки.
И расслабились.
Но тут началось то, о чем пишут шведы в книге "Бизнес в стиле фанк". Короче, мы потеряли контроль над ситуацией. Большинство нанятых сотрудников быстро сообразили, что морков-ча это тема. И устремились к собственному производству.
Появилась активная конкурентная среда. Морков-ча активно распространялась по всему постсоветскому пространству. Секретные ингредиенты перестали быть секретом с первыми же нанятыми работниками некорейской национальности. Я больше скажу - на фоне роста популярности корейской морковки и отчаянной борьбы за долю рынка смешанных браков в корейских семьях стало гораздо больше. И пошло-поехало... Уже только ленивый не знал, как делать корейскую морковку.
Мои, конечно, поначалу растерялись, но тут же дали залп ассортиментом и сфокусировались на двух рынках - Северном и Привозе. Чтобы вытеснить бывших сотрудников и еще с десяток неожиданных блондинок с якобы корейской морковкой, пришлось, конечно, вывалить на прилавок весь наш праздничный стол!
Дети взвыли! Но бабушка всегда остается в первую очередь бабушкой. После очередного семейного совета было принято решение зарегистрировать компанию "Капитолина", построить цеха, разработать униформу, нанять продавцов и даже разработать брендбук, если хотите, стратегии там разные и другие бизнес-штуки, направленные на повышение лояльности потребителя...
Но это уже другая история:)
P.S. Уточнение для моих двоюродных бабушек - впервые на рынок с корейской морковкой в Одессе вышли одновременно моя бабушка Нина Цой (Северный рынок) и мои двоюродные бабушки, родные сестры моей бабушки (Привоз, Новый рынок). В это же время на рынок в Крыму вышла самая старшая сестра бабушки Соня с тем же продуктом. Действовали сообща. Да, у нас очень большая семья!
Автор - Инна Николаева