Обзор Impact Winter - для переживших This War of Mine
День 24-й. Джейкоб застрял в текстурах и медленно теряет силы. Ему суждено замерзнуть на крыше полуразрушенной заправки в самом сердце заснеженных пустошей. Для начала он как следует переохладится, чуть позже на самочувствии скажутся голод и обезвоживание. В инвентаре припасены сухпаек и стимуляторы, однако тратить их сейчас - только продлевать муку. Этого не было в сценарии, но Джейкоб должен умереть, потому что иначе из западни уже не выбраться.
Сутки назад все шло как по маслу - склад в убежище ломился от снеди, спутники были сыты и довольны, а запаса воды хватило бы на неделю вперед. Самое же обидное - до эвакуации оставались считанные дни (часы, в пересчете на игровое время). Дернул ведь черт решиться на последнюю вылазку! Смешно сказать - из всех опасностей ледяного ада смертельнее прочих оказалась пустячная техническая ошибка. Теперь меню с жизненными показателями демонстрирует удручающую динамику, и пока бедолага Джейкоб превращается в ледышку, мы, пожалуй, расскажем вам, что предшествовало такому скорбному финалу.
Затерянные в снегах
28 мая 2017 года с Землей столкнулся гигантский астероид - катастрофа библейских масштабов, с глобальным энергетическим коллапсом и разрушением всех земных инфраструктур. Но доконало человечество не отсутствие круассанов на завтрак, а аномально низкая температура, воцарившаяся на планете после катаклизма. Холод. Холод и снег. В игре эти события упакованы в пару заметок на экранах загрузки. Без какого-либо интро герой просыпается в алтарном помещении маленькой церквушки, а нас, по эту сторону экрана, с порога заваливают важной информацией об особенностях интерфейса и меню.
Такое бессвязное начало способно здорово озадачить (мы, грешным делом, надеялись на личную драму не хуже, чем в This War of Mine), но игра плотно сфокусирована на менеджменте и соплей на кулак не мотает. Сюжет же задвинут на верхнюю полку в пользу геймплея - вариантов развития событий в Impact Winter пугающе много, и возможностей наладить постапокалиптический быт куда больше, чем успеваешь открыть в рамках первого прохождения.
До прихода спасателей - тридцать холодных ночей. Рядом - четыре товарища, которых надо как-то обогреть и вдохновить на продуктивную деятельность. Венди сносно кашеварит и кое-что смыслит в медицине. Блейн - старый вояка и знает пару охотничьих трюков. Кристоф - типичный вундеркинд-программист, а Мэгги - гениальный инженер-механик. Джейкобу - нашему протеже - в этой компании отведена роль лидера и главного добытчика. Именно он тащит в церковь кровью и потом нарытый лут, пока остальные следуют его ценным указаниям в тепле и относительном комфорте.
Напрямую управлять спутниками нельзя, но их профессиональные навыки пригодятся для крафта всевозможных улучшений и полезностей. Причем развивать свою маленькую коммуну позволено как бог на душу положит. Мэгги поможет выстроить из убежища укрепленный форт с автономной системой фильтрации воды, а Блейн обучит азам выживания в диких условиях. Хочешь - напирай на кулинарию и «суп из топора», не хочешь - перебивайся подножным кормом и подгнившими сэндвичами. Оптимальную стратегию развития игрок волен продумывать на собственный лад, и перспективы в связи с этим открываются самые разнообразные.
Голодные игры
День седьмой. Битых два часа в поисках контейнера с провизией. Битых два часа по пояс в снегу... Без толку, пора возвращаться. Венди приболела и кто-то должен сообразить для нее лекарство. Очаг в церкви едва теплится, а команда вот уже сутки питается впроголодь. Кристоф во власти депрессии и наверняка планирует смыться, предварительно опустошив склад. Заметка на будущее - одними энергетическими батончиками этот парень сыт не будет.
Герои здесь - в первую очередь набор характеристик, которые нужно контролировать и удерживать на приемлемом уровне. Редко, очень редко среди чисел и шкал вспыхивают искорки индивидуальности: Мэгги, например, обожает панк-рок, а Кристоф души не чает в видеоиграх. Однако все эти штрихи второстепенны и сводятся к прозаическому показателю бодрости духа в специальном меню, поэтому сопереживать тут некому и, главное, некогда. Некогда вообще все - развивать убежище, искать ингредиенты, расставлять ловушки. Чуть пожадничал с распределением рационов - готовься к кризису.
Зато искать на обломках цивилизации полезное барахло безумно увлекательно - патологическое накопительство всячески приветствуется, а доступный для исследования мир огромен и явно рассчитан на многократные прохождения. Острее всего масштабы бесшовной карты ощущаешь в тот момент, когда кто-то из спутников получает травму, и ты вынужден очертя голову нестись на помощь. Хорошо еще, если денек выдался ясным, и радар работает как положено - в буран и пургу ориентироваться приходится практически вслепую.
Расстояния, впрочем, хуже любой непогоды. Судя по косвенным подсказкам, Мэгги якобы способна соорудить для Джейкоба снегоход, только ведь поди-пойми, какую цепочку заданий для этого нужно выполнить... Курс молодого бойца, предложенный на старте, не покрывает и половины доступных игровых механик. Но в методе проб и ошибок есть что-то предельно реалистичное и цепляющее. Без шаблонов и линейности стратегия выживания становится гибкой, ситуативной. Вдобавок азарта подкидывают постоянный дефицит ресурсов и случайно генерируемые события вроде набега мародеров или производственных травм.
Специальные роли, распределяемые между подопечными, немного компенсируют внешний хаос. К примеру, наличие на базе дипломата и защитника гарантирует сохранность ресурсов и доброе здравие всей компании после очередного бандитского налета. Но соратников всего четверо, а ролей для них - почти три десятка, так что размышлять над идеальной комбинацией не прекращаешь всю дорогу.
Выживший
День 15-й. Джейкоб серьезно ранен и насилу добрался до тепла, а волков мы отныне обходим по широкой дуге. Болеутоляющие, поливитамины, антибиотики - пилюли идут в расход горстями, но состояние не стабилизируется. Судорожно перебираем медикаменты, пока в джентльменском наборе аптечки не остается пачка казалось бы бесполезных бинтов... Ах да, бинты! Кто бы мог подумать, что это сработает.
Упрощать вам жизнь Impact Winter не собирается, и вести игрока за руку в сложной ситуации никто не будет. Вот только если зарисовку выше еще можно списать на своеобразный челлендж, в некоторых случаях такой подход больше смахивает на пренебрежение игроком.
Нет, ощущение полного бессилия для жанра вполне характерно. Но сопутствующие этому мелкие баги дают почву для серьезных сомнений. Что, если недостаток практических рекомендаций в ключевые моменты - всего лишь дизайнерский просчет? На фоне остальных проблем такой вывод кажется весьма правдоподобным.
Судите сами. Интерфейс тут по враждебности не уступает суровому сеттингу. Чтобы осилить все нюансы менеджмента ресурсов потребуется недюжинное терпение, а многочисленные меню и всплывающие оповещения конфликтуют друг с другом на программном уровне. Более того, PC-версия попросту неиграбельна без геймпада, и даже с ним клиент то и дело предлагает воспользоваться кнопками, которых на устройстве не было отродясь. Добавьте к этому спонтанно вырастающие в чистом поле невидимые стены. Ничего себе «сурвайвал», правда?
Обиднее же всего следующее: несмотря на прорву недостатков, Impact Winter жутко затягивает и держит в постоянном напряжении. По крайней мере до тех пор, пока Джейкоб по самую макушку не увязнет в текстурах - тут уж появляется время и на рефлексию, и на пару ласковых в адрес тех, кто это все в спешке (не) тестировал.
Справедливости ради подчеркнем, что попавшая в наше распоряжение предрелизная версия может отличаться от финального билда. А саму игру, логике наперекор, ругать совсем не хочется. Контента здесь хватит на несколько вдумчивых прохождений, и любителям жанра проект к ознакомлению строго показан. Но дружеский вам совет: обождите пару месяцев, пока новинку не приведут в божеский вид. И мониторьте отзывы на Steam. Потому что на данном этапе Impact Winter, сказать по правде, невыносима.
Достоинства:
- приключенческий симулятор выживания с реалистичным менеджментом ресурсов;
- полная нелинейность и множество вариантов прохождения;
- спонтанные игровые ситуации, которые можно спрогнозировать, но невозможно просчитать;
- огромная карта для исследования и сотни тайников с припасами;
- впечатляющая реиграбельность.
Недостатки:
- целый ворох досадных технических недоработок;
- без геймпада в Impact Winter придется тяжко;
- вялый сюжет и персонажи-пустышки.
Выходные данные
- Платформы: PC (PlayStation 4, Xbox One - ожидаются позже)
- Разработчик: Mojo Bones
- Издатель: BANDAI NAMCO Entertainment
- Дата выхода в России: 23 мая 2017 года
- Локализация: полный русскоязычный перевод
- Похожие игры: The Long Dark, Don’t Starve, This War of Mine, The Wild Eight
- Стоит ли покупать сейчас? Нет, дождитесь патчей и скидок
Автор текста: Аня Васильева