"Газпром" против "Нафтогаза": в чем суть решения Стокгольмского арбитража
Стокгольмский арбитраж удовлетворил требования "Нафтогаза" по контракту с "Газпромом". DW расспросила экспертов о том, кто победил и проиграл в многолетнем газовом споре.
В многолетнем газовом споре между Россией и Украиной Стокгольмский арбитраж встал на сторону "Нафтогаза", удовлетворив требования компании о пересмотре невыгодных для нее условий контакта от 2009 года с российским "Газпромом". Трибунал при Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма принял решение по трем принципиально важным пунктам, прописанным в газовом соглашении на период с 2009 по 2019 год.
В частности, арбитраж полностью отклонил требование "Газпрома" о применении принципа "бери или плати", согласно которому "Нафтогаз" должен оплачивать оговоренный в контракте ежегодный объем поставок независимо от того, сколько газа компания на самом деле закупает. Кроме того, удовлетворены претензии "Нафтогаза" о пересмотре контрактной цены на поставки "голубого топлива" с учетом рыночных условий и отменен прописанный в контракте запрет на реэкспорт Украиной газа в третьи страны, говорится в пресс-релизе украинской компании. Российская и украинская сторона получили промежуточное решение арбитража вечером в среду, 31 мая.
Почему "Газпром" и "Нафтогаз" подали друг на друга в суд
Судебное разбирательство между "Газпромом" и "Нафтогазом" тянется с июня 2014 года. Тогда компании в один день подали друг к другу встречные иски в Стокгольмский арбитраж. Предметом спора стали условия контракта, который Россия и Украина заключили в 2009 году в присутствии тогдашних премьеров Юлии Тимошенко и Владимира Путина. По условиям соглашения "Нафтогаз" должен закупать не менее 52 млрд кубометров газа в год. Однако фактические объемы, которые ежегодно выбирала Украина, оказались намного ниже.
В результате "Газпром" подал иск с требованием выплатить задолженность за недобор газа по схеме "бери или плати" и проценты за просрочку оплаты. Общая сумма претензий российской компании, составляет 47,1 млрд долларов, говорится в пресс-релизе "Нафтогаза" от 30 мая.
В ответ украинская компания потребовала от "Газпрома" задним числом пересмотреть стоимость газа и возместить переплату в размере 18 млрд долларов плюс проценты за топливо, которое компания закупала с 20 мая 2011 года по октябрь 2015-го.
По заключенному в 2009 году контракту цена газа для Украины была привязана к стоимости нефти и до падения цен на энергоносители значительно превышала стоимость "голубого топлива" на европейском рынке. Именно эту разницу между ценой, которую платил "Нафтогаз", и ценой для покупателей в Европе и требовала возместить украинская компания."Нафтогаз" также добивался отмены запрета на реэкспорт излишков газа в третьи страны, который был прописан в контракте с "Газпромом".
"Запрограммированное" поражение "Газпрома"
После получения промежуточного решения арбитража глава "Нафтогаза" Андрей Коболев опубликовал на своей странице в Facebook ссылку на песню группы Queen "We are the champions" с комментарием "We did it:-)" ("Мы это сделали"). Украинский президент Петр Порошенко назвал отмену принципа "бери или плати" "важным шагом на пути к энергетической безопасности".
"Москва впервые теряет возможность использовать газ как оружие политического давления и шантажа", - написал он на своей странице в той же социальной сети. И добавил, что "противоречия между "Нафтогазом" и "Газпромом" впервые регулируются цивилизованным юридическим способом".
Для Украины решение Стокгольмского арбитража - большой и приятный сюрприз, отметил в интервью DW стратег по развивающимся рынкам в управляющей компании Bluebay Asset Management в Лондоне Тимоти Эш. "Немногие ожидали, что Украина выиграет дело, - рассуждает он. - "Газпром" подал иск и был достаточно уверен в своей позиции". По мнению эксперта, это существенно сокращает возможности российского монополиста использовать "рычаги давления" и ослабляет его переговорную позицию.
Для "Газпрома" это поражение, которое было им же самим и "запрограммировано", считает партнер консалтинговой компании RusEnergy в Москве Михаил Крутихин. В интервью DW он напомнил, что за последние 4 года покупатели российского газа в Европе в 70 процентах случаев добивались от "Газпрома" пересмотра условий контракта, в том числе и снижения требований по принципу "бери или плати".
То есть российская компания шла на уступки и не доводила дело до судебных разбирательств. Однако в случае с Украиной "по политическим причинам была проявлена полная негибкость", отметил эксперт: "То, что происходило в отношениях "Газпрома" и "Нафтогаза", - это чисто политическая ситуация. "Газпром" в данном случае выступал в роли политического инструмента Кремля, а не в роли нормальной коммерческой компании". В результате, добавил эксперт, россияне фактически сами закрыли для себя украинский рынок, лишившись потенциальной прибыли.
Прецедент для Европейских клиентов "Газпрома"?
В "Газпроме" между тем не спешат комментировать ситуацию. Глава монополии Алексей Миллер в четверг напомнил, что решение Стокгольмского арбитража - промежуточное и предложил дождаться окончательного постановления, которое ожидается до конца июня. К этому времени суд должен решить вопрос о возможных денежных компенсациях сторон.
По мнению Тимоти Эша, арбитраж может обязать российскую компанию выплатить "Нафтогазу" существенную компенсацию: "И я не могу себе представить, чтобы "Газпром" как международная компания ее не заплатил". Нынешнее решение арбитража, добавил эксперт, приведет к восстановлению равновесия между "Газпромом" и потребителями российского газа.
Отмену принципа "бери или плати" можно расценивать как поражение "Газпрома", который настаивал, что это важная часть любого долгосрочного контракта на поставку газа, говорится в опубликованной в четверг аналитической записке VTB Capital.
Эксперты компании также предположили, что решение арбитража может повлиять на аналогичные контракты "Газпрома" с другими покупателями российского газа в Европе. "Газпрому придется признать существующую реальность, - уверен Крутихин. - Украина уже полтора года не покупает российский газ (перейдя на реверсные поставки из Европы. - Ред.) и вполне без него обходится".