Минкомсвязь и Роскомнадзор по-разному оценили закон о мессенджерах
Внесенный в Госдуму законопроект, предусматривающий идентификацию пользователей мессенджеров, не дублирует требования пакета антитеррористических законов, внесенного в 2016 году Ириной Яровой. Но он также направлен на борьбу с терроризмом, передает РБК заявление главы Роскомнадзора Александра Жарова.
Закон Яровой требует хранить информацию, тогда как инициатива о мессенджерах - прямого действия, то есть может применяться в судах без ссылок на другие документы. Она нужна для того, чтобы спецслужбы через систему оперативно-разыскных мероприятий могли идентифицировать преступников и террористов, пояснил он. Также законопроект о мессенджерах направлен на борьбу со спамом.
Как добавил глава Роскомнадзора, у мессенджеров есть все признаки операторов связи: в них можно передавать сообщения, есть голосовая связь, зачастую видеосвязь. При этом тех обременений, которые несут на себе операторы связи и на сетях которых они присутствуют, они не имеют, то есть не платят налогов, не вкладываются в инфраструктуру. Вполне логично, что вводится корпоративное регулирование в отношении нового канала информации, точно так же, как было у традиционных операторов связи.
При этом Жаров заявил, что операторам связи и сервисам (мессенджерам) придется заключить коммерческий договор. Однако он не уточнил, кто именно будет платить. По его словам, это должны решить сами компании, "кто в ком больше заинтересован".
По словам представителя Telegram, текст законопроекта немного противоречит тому, что заявил Жаров: в законопроекте первым же пунктом сказано про обязательную идентификацию пользователей - "обеспечивать передачу электронных сообщений только тех пользователей сети "Интернет", которые идентифицированы в порядке, устанавливаемом правительством Российской Федерации". В свою очередь, идентификация пользователей сети "Интернет" осуществляется оператором связи с использованием абонентского номера на основании договора об идентификации, заключенного организатором обмена мгновенными сообщениями с оператором связи.
Министр связи России Николай Никифоров ранее заявлял, что "закон Яровой" предусматривает хранение трафика абонентов, поэтому дополнительно идентифицировать их смысла нет: если хранить весь трафик всех абонентов, которые на территории РФ создают и получают, то какой смысл дополнительно идентифицировать или каким-то образом усложнять регулирование конкретных мессенджеров? Если речь идет о террористической угрозе или противоправных действиях, то этот трафик будет сохранен и этого абонента можно будет соответствующим образом выявить, то есть, возможно, здесь идет дублирование.