Право на оружие: должна ли Россия пойти по пути США
В ночь с 3 на 4 июня в поселке Редкино Тверской области электрик из Москвы Сергей Егоров в состоянии алкогольного опьянения совершил массовое убийство на почве бытовой ссоры. Не поделив что-то с гостями знакомого во время застолья, он взял дома охотничий карабин "Сайга" и застрелил девятерых обидчиков. Очередное убийство на бытовой почве снова подняло давний спор о праве россиян на свободное ношение оружия. Ruposters вспоминает, кто из политиков и общественных деятелей какой позиции придерживался.
Это далеко не первый случай применения огнестрельного оружия для разборок на бытовой почве. Пока писалась эта статья, в новостных сводках появилась информация об инциденте в Оренбургской области. В результате ссоры двух руководителей СНТ "Водовод" - бывшего и действующего - экс-председатель застрелил коллегу, поджег его дом и застрелился сам.
Периодически в прессе появляются сообщения, рассказывающие, как мужчина застрелил свою жену и ребенка и после этого покончил с собой. Так было в Петербурге в феврале 2013 года или в Красноярске в январе 2016 года. По каким бы причинам это ни происходило - на почве помутнения сознания, алкогольного опьянения, от непосильных долгов или психического расстройства убийцы - подобные инциденты в обществе практически всегда приводят к обсуждению приобретения и распространения огнестрельного оружия, права на ношение и использование.
Выступающие против права на оружие аргументируют позицию тем, что вырастет число бытовых убийств. Сторонники, наоборот, утверждают, что наличие оружия у потенциальной жертвы должно отпугнуть нападающего. Кроме того, они приводят в пример опыт западных стран, в первую очередь, США, в которых право владения оружием закреплено 2-й поправкой к конституции.
Против выступают многие депутаты. Например, Ирина Яровая одна из первых отреагировала на трагедию в Тверской области:
"Жестокое убийство в Твери - кровавое доказательство того, что оружие должно оставаться в ограниченном обороте", - заявила Яровая. - Это дорога к постоянным бытовым и психопатическим убийствам, реальная и очень высокая угроза безопасности жизни и здоровья граждан, провокация преступлений совершенно разной мотивации".
Она также напомнила о трагическом опыте других стран, в которых оружие доступно "на расстоянии вытянутой руки".
Свою коллегу в этом вопросе поддерживает и другой депутат Госдумы Владимир Васильев, подчеркивая, что ограничения на ношение должно распространяться и на холодное оружие:
"У нас бывают случаи, когда человек ездит за рулем, но про которого говорят, кто ему вообще дал право на это, а теперь у него еще пистолет будет в бардачке, который он, наверняка, применит в острой ситуации. Вам такое нужно?!"
Солидарен с депутатами и глава Чеченской республики Рамзан Кадыров:
"Я противник массовой продажи населению оружия. Какая разница, как называется пистолет, травматическим или боевым, если из него могут убить человека".
В том, что свободное ношение оружия вызовет увеличение бытовых преступлений, также убежден экс-глава пресс-службы Следственного комитета Владимир Маркин.
"Основная часть преступлений у нас в Российской Федерации, да и в мире, (происходит) в результате бытовых ссор. Люди выпили и на кухне начали друг друга мутузить, у кого что под рукой. Это к вопросу о том, можно ли разрешать свободное ношение оружия в России. Да нельзя - ровно по этой причине".
Адвокат Анатолий Кучерена сомневается в том, что люди смогут правильно применять оружие в случае его свободного распространения.
"Сотрудники правоохранительных органов проходят специальное обучение для того, чтобы владеть навыками применения оружия. Если говорить гипотетически, что разрешат покупать оружие, дадут право на получение, мы прекрасно понимаем, что никто никого обучать не будет. И люди, которые будут иметь оружие, они могут его незаконно применять. Соответственно, отсюда последствия: возможны убийства совершенно невинных людей".
Одним из самых известных лоббистов законопроектов о разрешении свободного ношения оружия считается экс-сенатор, статс-секретарь - зампред Центробанка России Александр Торшин.
"Убежден, что законопослушным гражданам нужно вернуть утраченное право на обладание боевым короткоствольным оружием. Конечно, боевой пистолет - это огромная ответственность. Но он уравнивает шансы владельца при встречах с отморозками и негодяями".
За свободный доступ населения к огнестрельному оружию выступает юрист, полномочный представитель Правительства России в судебных инстанциях Михаил Барщевский.
"Дешевые спекуляции на том, что россиянам нельзя давать оружие, так как мы якобы пьяная нация, которая друг друга перестреляет, опровергаются как статистикой, так и реальной практикой", - заявляет юрист.
Он привел в пример американский штат Флорида, в котором после разрешения ношения короткоствольного оружия за год на 80% снизилось количество уличных грабежей и изнасилований.
Солидарен с Барщевским экономист Михаил Делягин. Однако он считает, что оружие необходимо населению для защиты не столько от преступников, сколько от "оборотней в погонах". По его мнению, если граждане не могут защититься от полицейского и чиновничьего беспредела юридическими методами, они должны защищаться физически.
"Если государство не может, а может быть, и не хочет исполнять свои обязанности, то спасение утопающих в океане преступности - дело самих утопающих. Люди должны иметь право защищать себя сами".
Среди организаций активнее всего за свободное ношение оружия выступает общероссийская правозащитная организация "Право на оружие" и ее лидер Мария Бутина.
"Представьте, что вы - готовящий нападение преступник. Вы стоите на лестничной площадке многоквартирного дома. Перед вами две двери: на одной большая мишень с дырками от пуль, на другой знак "В этом доме нет оружия". На жителей какой квартиры вы предпочтете напасть?" - заявляет Бутина.
Актер Иван Охлобыстин согласен с аргументами за свободную продажу огнестрельного оружия.
"Я реалист и понимаю, что происходит на улице. Сейчас мир находится в состояния дисбаланса. Может случиться всякое.... А гражданское оружие поможет защититься от вандалов, мародеров и хулиганов. Добрая старушка сможет доказать хулигану, что этот пакет молока принадлежит ей".
Стоит отметить, что с 1 июля 2011 года в России к огнестрельному приравняли все гражданское оружие. В эту категорию входят охотничьи ружья, газовые пистолеты, пневматическое, сигнальное и спортивное оружие. По данным Росгвардии, которая с 1 апреля 2016 года несет ответственность за выдачу разрешений на ношение гражданского оружия, на 2016 год лицензии на владение гладкоствольными охотничьими ружьями имели 4,34 млн граждан, нарезными - 884 тыс., оружием ограниченного поражения (травматическим) - 908 тыс. Причем эти цифры постоянно уменьшаются с момента ужесточения законодательства в 2011 году, о чем говорит статистика МВД.