РФ не хочет вести переговоры с ЕК по «Северному потоку-2»
В России впервые официально заявили о неготовности вести переговоры с Еврокомиссией о применении к трансбалтийскому газопроводу Nord Stream 2 энергозаконодательства ЕС.
Замглавы Минэнерго РФ Анатолий Яновский заявил, что под европейские нормы проект не подпадает, и дал понять, что межправсоглашения должны давать льготы проекту относительно действующих правовых норм.
Кроме того, согласие на переговоры может ослабить позицию РФ в суде ВТО по Третьему энергопакету ЕС.
"РФ в последние годы видела смысл в заключении межправительственных соглашений только в одном случае: они должны создавать благоприятные условия для реализации проектов, в том числе за счет принятия норм, отличных от действующего законодательства", - заявил Яновский.
Он напомнил, что есть заключение правовой службы Еврокомиссии о том, что нормы Третьего энергопакета ЕС (регулирует конкуренцию на энергорынке союза) на офшорную часть трубопровода не распространяются.
"Точка. Отсюда возникает вопрос - что нам может предложить господин представитель ЕК? Чтобы мы вступили в переговоры по распространению этих норм? Я думаю, что это просто некорректно", - пояснил российский чиновник.
Он напомнил также, что РФ по-прежнему оспаривает нормы Третьего энергопакета в суде ВТО, и согласие расширить его юрисдикцию на Nord Stream 2, помимо прочего, подорвет позицию Москвы по этим искам.
Вопрос о применении к Nord Stream 2 (мощность 55 млрд кубометров), который "Газпром" хочет провести из России до побережья Германии, принципов энергозаконодательства ЕС Брюссель поднял на прошлой неделе. После жалоб ряда стран-членов ЕС на проект газопровода (против Nord Stream 2 высказались Польша, Дания, Прибалтика и ряд других государств) Еврокомиссия запросила и получила у Совета Евросоюза мандат на проведение переговоров с РФ по Nord Stream 2 о применении к российскому проекту "специфического режима". Но, даже получив мандат, ЕК не может принудить Москву к переговорам: на морской газопровод не действуют правила внутреннего рынка ЕС.