За что киргизские власти обиделись на СМИ
В чем киргизские прокуроры обвиняют журналистов? И почему обострение отношений власти с прессой происходит именно сейчас? Об этом - в материале DW.20 июня российская "Независимая газета" в статье, анализирующей начавшийся государственный визит президента Киргизии в Москву, вспомнила о том, как на днях Алмазбек Атамбаев в Бишкеке, во время встречи с генсеком ООН, "дважды употребил слово "дерьмо" в отношении киргизских оппозиционеров и журналистов".
Это высказывание не раз цитировалось и другими СМИ как за пределами Киргизии, так и в самой стране. Обозревателей беспокоит не только форма высказываний, звучащих из уст первого лица государства, но и кампания, развернутая властью против критически настроенных к ней изданий.
Иск против Zanoza.kg и других СМИ
По словам Чолпон Джакуповой, руководящей общественным фондом "Правовая клиника "Адилет" в Бишкеке, власть действует через прокуратуру и суды. На сегодняшний день поданы иски в отношении целого ряда изданий - агентства 24.kg, Zanoza.kg. и др.: "В отношении журналиста Zanoza.kg Нарына Айыпа в общей сложности подано уже пять исков. Был иск против радио "Азаттык" - версии "Свободы" для Киргизии, но затем приехал руководитель "Свободы" Томас Кент, встретился с президентом, после чего Атамбаев сказал, что рекомендует Генпрокуратуре отозвать возбужденный ею иск в защиту чести и достоинства президента, поскольку "Азаттык" стал выпускать сбалансированные материалы". Сейчас, по словам Джакуповой, в правовой клинике в производстве находится восемь таких исков. "Общая сумма этих исков достигла 700 тысяч долларов", - говорит бывшая депутат парламента Киргизии (в январе 2017 года она отказалась от депутатского мандата. - Ред.), глава фонда "Правовая клиника "Адилет".
Международное информационное агентство "Фергана" также попало в опалу в Киргизии, а его внештатный корреспондент вынужден покинуть страну. "В мае у нас вышла публикация о том, как в соцсетях на киргизском языке появляются комментарии с призывами "гнать сартов" (так там оскорбительно называют узбеков), за то, что они якобы плохо себя ведут по отношению к киргизам. Автор, Улугбек Бабакулов, сделал обзор постов такого рода на Facebook, и мы опубликовали скриншоты этих постов. После этой публикации в официальных СМИ Киргизии началась травля корреспондента "Ферганы", с подачей, что мы разжигаем национальную рознь перед годовщиной событий (межэтнических столкновений июня 2010 года, произошедших между этническими киргизами и узбеками, проживавшими на юге Киргизии. - Ред.)", - рассказал DW главный редактор "Ферганы" Даниил Кислов. К этой кампании, продолжает он, присоединился президент страны. Хотя Улугбек Бабакулов, по сути, выполнил работу за спецслужбы и милицию, которые должны сами выявлять элементы разжигания национальной розни в соцсетях.
Преследование журналиста за разжигание национальной розни
"Эта кампания длилась несколько недель, с призывами наказать журналиста за непатриотизм. В его адрес в Facebook появились угрозы убийства, и при этом против него замаячило уголовное преследование, и мы посоветовали ему уехать. Он покинул республику, а через день на него было открыто уголовное дело по обвинению в размещении экстремистских материалов, разжигающих национальную рознь. Параллельно с этим один из районных судов Бишкека заблокировал наш сайт", - говорит Кислов.
По его оценке, ситуация вокруг "Ферганы" - это один из эпизодов травли независимых СМИ Киргизии перед президентскими выборами, которые назначены на 15 октября 2017 года. А на "закручивание гаек" существует заказ власти, которая хочет на выборах продвинуть нужного ей кандидата от пропрезидентской партии. "Межнациональный вопрос является для этого очень удобным поводом. Тем более, мы много писали о продолжающихся нарушениях прав узбеков на юге Киргизии. В конфликте 2010 года, по оценкам международных комиссий, больше пострадали узбеки, чем киргизы. Но у киргизских националистов и некоторой части представителей власти сложилось мнение, что "Фергана" поддерживает узбекское меньшинство, которое они называют "сепаратистами" и которое объявлено в Киргизии основным виновником тех событий", - подчеркивает журналист.
Президент Киргизии стал обидчив
Впрочем, помимо национального вопроса, есть и другие темы, ставшие опасными для киргизских СМИ. "Самый большой иск - это иск к изданию Zanoza.kg, состоящему из редакции газеты "Вечерний Бишкек", которая недавно подверглась фактически рейдерскому захвату. Этот иск редакция, видимо, проиграет, и тогда уже не сможет восстановить работу. Удар по ней - это очень ощутимый удар по независимым СМИ Киргизии, а остальным на это примере будет показано, как себя не надо вести. Zanoza.kg обвиняют в оскорблении президента. Президент стал очень обидчив", - отмечает Даниил Кислов.
"Кто-то из журналистов начинал расследование коррупционных скандалов, которые связаны с властными структурами, кто-то брал интервью у оппозиционных политиков, которые критиковали президента", - перечисляет причины, по которым власти возбуждали против СМИ судебные иски Чолпон Джакупова. При этом мы, юристы, настаиваем на том, что, например, по конституции 2010 года у генпрокуратуры нет полномочий подавать иски о защите чести и достоинства президента.
"Честь и достоинство принадлежат физическим лицам, а физические лица перед законом равны, поэтому президенту необходимо самому обращаться с иском в прокуратуру, как любому другому гражданину. А Генпрокуратура может подавать такие иски только для защиты лиц, которые признаются недееспособными. Но президент же не может быть недееспособным! Идет грубейшее нарушение конституции, и, тем не менее, все это "прокатывает" в судах", - рассуждает правозащитница.
Революционеры в прокурорах и молчаливый генсек ООН
По ее мнению, судебная система сейчас играет на руку власти против СМИ еще и потому, что за последние шесть лет, после того, как в руководство госструктур пришли революционеры, стало привычным, что "толпа вмешивается в судебный процесс, давит на судей, избивает адвокатов". "В правоохранительные структуры стали привлекаться люди с, возможно, очень хорошим революционным прошлым, но при отсутствии правовой культуры и опыта. До этого существовал профессиональный ценз. Генпрокурором не мог стать человек, который не проработал в органах прокуратуры меньше пятнадцати лет. А сейчас им оказывается человек, который ни дня в этой системе не работал. Не говоря уже про сотрудников низших звеньев", - считает собеседница DW.
Она сообщила, что о прессинге на СМИ в Киргизии уже проинформированы международные институты, включая структуры ООН. По этому поводу высказались ряд правозащитных организаций за рубежом. Однако, увы, когда в регион в июне приезжал генсек ООН Антониу Гутерриш, он впервые не встретился с правозащитниками, отмечает Чолпон Джакупова. "И когда в Бишкеке во время совместной пресс-конференции Алмазбек Атамбаев позволил себе в грубых выражениях охарактеризовать оппозиционных политиков и журналистов, и дал понять, что всех их посадит, что офисы правозащитников прослушиваются, генсек ООН промолчал, а потом назвал усилия Киргизии по развитию демократии заслуживающими уважения. Мы до сих пор пребываем в шоке", - сказала руководительница правовой клиники "Адилет".
В свою очередь Даниил Кислов сообщил DW, что "Фергана" сейчас ищет адвоката, который мог бы выступать в Киргизии от ее лица, и намерена опротестовать решение суда Бишкека.
Хотите получать новости и аналитику DW на экран смартфона? Подпишитесь на наш канал в Telegram: DW Центральная Азия.