Трамп мог использовать Порошенко - FT
Когда пыль вокруг встреч в Вашингтоне развеялась, стоит еще раз посмотреть на то, что все же произошло и насколько это было важно для Украины, для политики США и российско-американских отношений.
Об этом на страницах Financial Times пишет стратег компании по управлению активами BlueBay Тимоти Эш.
«То, что я увидел во вторник, было хорошо организованным театром. Украинского президента Петра Порошенко пригласили в Белый дом, он заскочил к президенту Дональду Трампу, а потом его в компании вице-президента Майка Пенса провели в Совет по национальной безопасности для встечи с Гербертом МакМастером и его командой. И все это как раз тогда, когда Минфин объявил о новом ужесточении санкций против России. Радостные лица были сплошь и рядом», - напоминает эксперт.
Он добавляет, что все это произошло в тот же день, когда Россия вышла на биржу с новым выпуском евробондов на 10 и 30 лет. То есть получается, что для Москвы, учитывая ее активность на международных рынках капиталов, новые санкции будут неприятными. Администрация Трампа дала понять, что она до сих пор жестко относится к России, переняв эстафету у Обамы и поддерживая Украину.
Можно предположить, что цель встреч во вторник состояла в том, чтобы успокоить критиков Трампа, над которым до сих пор нависают проблемы из-за дела о вмешательстве России в выборы, истории о связи Майкла Флинна с Москвой, а также показаний экс-директора ФБР Джеймса Коми в Сенате. Так американский перзидент мог показать свое отношение к России, чтобы успокоить «ястребов» в Конгрессе, которые как раз собрались кодифицировать санкции, превратив их в закон, чтобы компенсировать мягкость Трампа.
Большинство включая украинцев приветствуют новые санкции. Но, по мнению эксперта, их вряд ли можно назвать усилением. Они, скорее, улучшают эффективность того, что было введено ранее. Несколько компаний и лиц добавили в американский «черный список», но влияние от этого на российскую экономику будет посредственным. Ведь давление не распространилось на какие новые сектора российской экономики или классы активов. Поэтому то, что сделал Вашингтон во вторник, на самом деле не было углублением, усилением или расширением санкций.
«Думаю, администрация хотела подать сигнал обо всем этом Москве. Это был акт балансировки, попытка сделать что-то, чтобы успокоить Конгресс и не позволить ему превратить санкции в закон, но не достаточно резкое, чтобы вызвать углубление напряжения в отношениях с Россией», - пишет эксперт, напоминая, что Конгресс решил закрепить санкции закона потому, что не доверял администрации Трампа в политике относительно Москвы или Киева.
Эш добавляет, что «понравилось ли представление» Конгрессу, не известно. Впрочем, вряд ли республиканцы вроде Джона Маккейна купятся.
Автор добавляет, что не уверен, знал ли Порошенко о том, какую роль он сыграл в спектакле Белого дома. Он, кажется, был рад жать руку Трампу, учитывая, что это произошло раньше рукопожатия американского и российского президентов, которые встретятся в Германии в следующем месяце. С украинской точки зрения, Порошенко смог раньше Путина рассказать Вашингтону о ситуации, а также «сгладить углы» после того, как украинское правительство во время выборов в США активно поддерживало кандидата-демократа Хиллари Клинтон.
«Я не уверен, что еще Порошенко мог получить от своей дальней поездки и короткого приема в Белом доме. Никаких дискуссий об американском оружии для Украины не было, ему пришлось терпеть невнимательность Трампа к деталям, таким как артикль «the» перед словом «Украина» (может кто-то в администрации одолжит американскому президенту экземпляр книги Тимоти Снайдера «Bloodlands»)», - говорится в статье.
Порошенко также встретился с главой МВФ Кристин Лагард. Хотя не известно, добился ли смягчения позиции фонда по пенсионной, земельной реформах и других структурных изменениях, которые необходимо выполнить для получения очередного транша. Собственно, автор замечает, что пока в Украине не видно никаких признаков того, что пенсионный возраст будет увеличен в этом году. Скорее всего, реформа состоится в 2020 году после выборов. Между тем, земельная реформа «застряла» в Верховной Раде. А в Киеве шутят, что антикоррупционные усилия Украины похожи на спортивную рыбалку: взяточников ловят, а потом быстро отпускают. Никто так и не попал за решетку, что сеет сомнения среди украинцев в серьезности процесса. Но, по мнению автора, готовность украинской стороны вновь сесть за стол переговоров с Россией при посредничестве Рекса Тиллерсона может оказаться достаточным условием, чтобы МВФ по другому подошел к своему решению во время следующего рассмотрения относительно транша.
Могут появиться утверждения, что законодательное закрепление санкций против России может навредить самой Украине, поскольку российская позиция может стать более жесткой, что повлечет за собой новую эскалацию в Донбассе. Команда Трампа будет утверждать, что отказ от закрепления санкций в форме закона позволит оставить двери для переговоров открытыми. Идут разговоры о привлечении США в этот диалог в виде возрождения процесса «Нуланд-Суркова», а также в возможном продвижении альтернативного украинско-российского соглашения вне минского процесса.
Европе это не понравится, учитывая то, как много бессонных ночей ее лидеры провели в Минске. Но правда заключается в том, что как с украинской, так и с российской точки зрения Минские соглашения не работают. Обе стороны, похоже, благосклонно относятся к идее, чтобы США вмешались и помогли о чем-то договориться. Впрочем, договориться будет фактически невозможно до тех пор, пока Путин будет продолжать настаивать на российском доминировании над Украиной. Ни один украинский политик с этим не согласится.
Порошенко, вероятно, знает об этом, но все равно будет поддерживать идею администрации Трампа о новом соглашении для того, чтобы сохранить западную поддержку. Впрочем, он хорошо знает, что украинский народ не потерпит договоренности, которые не будут означать, что Путин выходит из стратегической игры, смирившись с потерей влияния на Украину навсегда.