Взорванная безмятежность
Во вторник в Брюсселе было невероятно жарко. Около девяти вечера столбик термометра все еще показывал 28 градусов, и многочисленные жители и гости не располагающей большим количеством парков бельгийской столицы предпочли коротать время в ресторанах и кафе. Несколько сотен расположились на Большой площади в самом центре города. Здесь находятся большой красоты ратуша и дом короля, ныне музей истории города, поэтому площадь всегда заполнена огромным количеством туристов, иногда здесь проводятся концерты звезд первой величины, таких как бельгийский певец Stromae.
Большая площадь днем
Я с коллегами - украинскими журналистками - только вернулся из Европарламента, где состоялась презентация проекта создания мемориального центра Бабин Яр с участием евродепутатов. Мы только сели возле дома короля, как с противоположной стороны площади раздались крики на французском "Бегите!". На нас словно море надвигалась толпа, люди вскакивали с мест и волнами бросались в нашу сторону. Звуков выстрелов не было слышно, поэтому в голову сразу пришло, что возможно, где-то рядом на людей по лондонскому сценарию совершили наезд на автомобиле и пустили в ход ножи террористы.
Забежав на соседнюю улочку, благо до нее было рукой подать, мы принялись расспрашивать окружающих о том, что произошло. Никто из иностранных туристов не мог дать вразумительного ответа, почему обратился в бегство. Лишь мужчина, взволнованно говоривший по телефону на французском, подтвердил опасения - в городе произошел теракт.
Спустя пару минут мы вернулись на площадь, которая почти опустела. Посреди нее, словно памятник массовой панике, стояла детская коляска, оставленная спешно покинувшими площадь родителями. Можно лишь представить, какая угроза нависла над детьми, находившимся на площади во время массового бегства.
После паники на Большой площади
Мы направились на улицу, откуда бежала толпа. Оказалось, что на ней находилось центральное отделение полиции Брюсселя. На входе в здание собирались полицейские со взволнованными лицами и совсем не в духе, одевали бронежилеты. Некоторые из них уже были с автоматами в руках. Один из полицейских сообщил: "Месье, произошел теракт. Вам лучше уйти с этой улицы". В соседнем ресторане объяснили, что на Центральном вокзале произошел взрыв и движение частично перекрыто.
Фото - ЕРА
Центральный вокзал находился всего в нескольких десятках метров от нашего отеля. Полиция перекрыла близлежащие улицы. Возле периметра безопасности увидели скопление людей. Рядом обнимался парень с заплаканной девушкой. Тут нам сообщили, что террорист нейтрализован военными. Полицейские просили зайти в отель и больше не покидать его вечером и были неприятно удивлены, когда узнали, что в отеле нет никакой охраны. Лобби заняли постояльцы отеля Hilton, который находится прямо напротив вокзала. Их эвакуировали и разместили на первом этаже нашего отеля. Работники отеля принесли им воду и спрашивали о других потребностях.
Эвакуированные постояльцы отеля Hilton
Военный патруль ночью после теракта
Теракт, который завершился провалом и ликвидацией террориста, лишь немного потревожил Брюссель. Хотя центральные улицы значительно опустели, в двух минутах ходьбы от вокзала туристы спокойно пили пиво в многочисленных барах ночь напролет.
Утром бельгийские газеты вышли с заголовками о том, что Брюссель вновь стал целью террористов, напоминая о кровавых прошлогодних событиях. 22 марта прошлого года в Бельгии произошел самый страшный теракт в истории страны. Джихадисты-камикадзе, выходцы из ячейки ИГ, созданной в бедном брюссельском районе Моленбек, взорвали две бомбы в аэропорту Завентем и одну - в вагоне на станции метро недалеко от Европарламента. Погибли 32 человека, большинство - иностранные туристы, 340 человек были ранены.
В этот раз журналисты благодарили бельгийских военных за оперативную реакцию и аргументировали необходимость их дальнейшего присутствия на улицах столицы. Оказалось, что 36-летний исполнитель нынешнего теракта -марокканец Усама Зариу - приехал в Бельгию только в 2012 году и жил в Моленбеке. Он был известен полиции из-за эпизода домашнего насилия против бывшей жены и преступлений, связанных с наркотиками.
Зариу доставил взрывчатку на вокзал в чемодане, на такси и метро, и намеревался взорвать с максимальным вредом для окружающих - в чемодане находились газовые баллоны и гвозди. Перед взрывом он кричал о необходимости джихада и свою речь закончил словами "Аллах Акбар". Однако начинающий террорист что-то неправильно рассчитал и вместо взрыва вышел пожар - пламя охватило чемодан, и уже потом произошел незначительный взрыв. Тем не менее, даже это вызвало панику на вокзале - по свидетельствам сотрудников железной дороги, пришлось эвакуировать сотни людей, некоторые были в состоянии шока и рыдали.
Покидая Брюссель, посетили это место на Центральном вокзале. Зал был переполнен сотрудниками полиции и службы безопасности железной дороги. В воздухе еще чувствовался запах гари, на полу - следы пожара. Сотрудники вокзала занимались ремонтными работами.
Ремонтные работы на месте взрыва
Хотя на этот раз все обошлось, опасность терроризма не только для Бельгии, но и других стран Западной Европы остается высокой. Корень - в социальных проблемах и неравенстве возможностей, которые существуют даже в таких богатых странах, и явные проблемы в миграционной политике, которые позволили террористу Зариу жить в Бельгии в течение пяти лет.
В Брюсселе при посещении центра города вам сразу бросится в глаза большое количество бездомных, находящихся в городских парках и на центральных улицах. Куда менее легко заметить невооруженным глазом радикализацию местной мусульманской молодежи. По данным британского Международного центра изучения радикализации и политического насилия, именно на Бельгию приходится самое большое количество уехавших воевать за террористов Исламского государства. Из 10-миллионной страны воевать в Сирию и Ирак поехали 520 симпатиков ИГ, в то время как из соседней 60-миллионной Франции - 1600. Район Моленбек уже пару лет как превратился в объект пристального изучения не только полиции, но и мировых СМИ.
Рейд полиции в квартиру террориста Усамы Зариу в районе Моленбек
Нерешенные проблемы интеграции и образования детей из семей мигрантов, безработица, которая в Бельгии самая высокая именно в столичном регионе - 17%, бьют сейчас по безопасности и ведут некоторых молодых людей из мусульманских семей на путь экстремизма, выражению через террор ненависти к окружающей их среде и окружающим более успешным людям. Эта общая проблема для Западной Европы, которая может, к сожалению, усилиться после близкого разгрома Исламского государства в Сирии и Ираке и возвращения в страны ЕС части террористов, получивших опыт резни в войнах на Ближнем Востоке.
Недавно в Австрии к тюремным срокам приговорили две семейные пары, которые вывезли детей смотреть на сцены казней в Сирию. Однако всех преступников, помогавших джихадистам или участвовавшим в войне на их стороне, вряд ли удастся пересадить. Поэтому опасность сохраняется и бельгийским властям нужно учить не только своих граждан, но и многочисленных туристов, как действовать в критических ситуациях. Оставаться безмятежными явно не получится.