Россия-Украина: Бизнес на руинах
Чудес не бывает. Вывести такую большую и когда-то индустриальную экономику, как украинская, из российской сферы влияния одним махом не получилось. Три года евроинтеграции - не срок по сравнению с четырьмя веками кооперации.
Доля России в украинском экспорте снизилась с 20 до 9%, но «страна-агресссор» по-прежнему занимает первое место среди покупателей товаров незалежной. На Украине, чтобы скрыть этот факт, предпочитают считать страны Европы не отдельно, а комплектом - как Евросоюз. Его доля в структуре украинского экспорта действительно выросла - с 29% в 2013 до 37% в 2016. Однако европейцы покупают сейчас меньше украинских товаров, чем в 2014 году: 13,5 против 17 млрд долларов.
Соотношение Европа-Россия может вновь качнуться в пользу последней. За первый квартал 2017 года Украина поставила в Россию товаров на 44% больше, чем за тот же период прошлого года.
Как утверждают украинские экономисты, сегодня все больше украинских предприятий пытаются восстановить торгово-экономические связи с РФ, чтобы выжить.
По оценкам экономистов, Россия закупает до 70% производимых на Украине труб, котлов, арматуры, резервуаров. По данным таможенной статистики, в первом квартале этого года Украина отгрузила в Россию тракторов на 3,5 млн долларов, тогда как за весь прошлый год - всего на 5,2 миллиона долларов. Россия закупила 57,4% от всего квартального объема произведенных на Украине запчастей для двигателей на 4,7 млн долларов, 50,8% украинских котлов на 2 млн долларов, 100% топливных элементов для ядерных реакторов на 2,4 миллиона долларов, 57,3% стекловолокна 57,3% на 1,1 миллион долларов. В РФ идет почти весь украинский экспорт полуфабриката для производства алюминия - глинозема (96,2% в I квартале 2017-го).
Восстановились связи и в легкой промышленности. Россия закупает 16% украинского импорта обуви на 1,5 млн долларов, 50% детской одежды на 90 тыс долларов, а также замки, ключи, фурнитуру, одеяла, пледы, обои.
Импорт из России на Украину тоже вырос на 70%, несмотря на то, что газ теперь в незалежной потребляют «словацкий» и «швейцарский». По-прежнему закупаются российские нефтепродукты (ведь из 6 украинских НПЗ работает только один), уголь, кокс и минеральные удобрения.
Последняя позиция - грустный результат того, что в нулевых правительство Ющенко разорвало выгодный контракт по поставкам российского газа. Без дешевого сырья украинский химпром встал, оставив сельское хозяйство без удобрений. А ведь когда-то Украина сама поставляла удобрения на экспорт в Европу.
В целом в первом квартале 2017 года товарооборот между Украиной и Россией увеличился на 74,1% и составил порядка 1,5 млрд долларов.
Но все это - остатки былой роскоши. С 2014 года украинский экспорт в Россию снизился почти в 3 раза - с 9,8 до 3,6 млрд долларов. Три года евроинтеграции все же не прошли даром.
За последние три года объем украинского экспорта упал с 63 до 36 млрд дол, при этом доля сельскохозяйственной продукции в нем выросла с 19 до 41%, а доля машиностроения сократилась с 18 до 12%. В этих цифрах и кроется изменение географической структуры в пользу Евросоюза: там готовы покупать украинское сырье, но не товары с высокой добавленной стоимостью.
Но даже с сырьем на европейском рынке, где вроде бы у Украины заключено соглашение о зоне свободной торговли, не все так просто. При том, что торговля вроде как беспошлинная, действуют квоты на 36 позиций украинского экспорта. К примеру квота на куриное мясо составляет 16 тыс. тонн, при том, что Украина производит 1,2 млн тонн курятины. В 2016 году украинские производители кукурузы выбрали квоту (400 тыс тонн) уже к 20 января.
При этом ЕС отказался компенсировать Украине ущерб от потери российского рынка. Ведь Россия, чтобы защитить себя от беспошлинных европейских товаров, которые на Украине из-за девальвации гривны некому покупать, вышла из зоны свободной торговли с незалежной в рамках СНГ. Кроме того, в Москве объявили эмбарго на поставки продуктов питания с Украины и ввели ограничения на транзит украинских товаров по российской территории. Потери только от последней меры на Украине оценили в миллиард долларов.
А вот потери от разрыва кооперации с Россией в области ОПК и космоса на Украине не считают нужным считать. Хотя они исчисляются не долларами и гривнами а бесценным человеческим интеллектом. Но Киев без сожалений расстается такими всемирно известными предприятиями как «Антонов» и «Южмаш», по сути, уничтожая их.
Поэтому то оживление российско-украинской торговли, которое мы наблюдаем последние месяцы, на самом деле - бизнес на руинах.