Обзор Get Even: польская игра, за которую не стыдно
Человеческая память штука хрупкая и непостоянная: сколько раз мы забывали важную годовщину или подробности первого свидания... Зато какая-нибудь дурацкая песенка, услышанная в маршрутке, порой не вылетала из головы часами и даже днями. Но когда на тебя обрушивается несчастье, полагаться приходится только на этот непонятный, ненадежный инструмент. Без устали прокручивать в голове все подробности трагедии, каждый раз гадая: «Где же я оплошал? Что сделал не так? Что пропустил?». Именно этим бесплодным, отчаянным попыткам исправить прошлое и посвящена Get Even.
Когда на суд безмолвных, тайных дум я вызываю голоса былого...
«Мы не осознаем важности происходящего с нами до тех пор, пока не станет слишком поздно», отметила как-то Агата Кристи - этот пассаж отлично описывает героев Get Even. Ученый Роберт Рэмзи узнал, что у него есть опасные и могущественные враги, только после того, как его единственную дочь похитили неизвестные. Наемник Коул Блэк думал, что сможет спасти девушку - и понял, что его план провалился, лишь когда очнулся во дворе заброшенной психбольницы, с травмой головы и амнезией.
Но мир не без добрых людей: помочь Блэку вызывается некто под загадочным именем Рэд, не то главврач этой больницы, не то таинственный агент, испытывающий на солдате удачи новую технологию. Блэк хочет поскорее вернуться в настоящее, но Рэд, одержимый похищением Грейс Рэмзи, не отпустит его до тех пор, пока не докопается до истины. А потому обоим остается только раз за разом возвращаться к событиям того дня, пытаясь понять, что же произошло и где была допущена роковая ошибка.
В этом путешествии по волнам памяти им помогает устройство под названием «Пандора» - что-то вроде шлема виртуальной реальности, позволяющее не просто вспомнить, а заново пережить былое. В комплекте с ним идет ультра-модный смартфон с функциями тепловизора, УФ-лампой (подсвечивать следы) и сканером ДНК, а также «Корнерган» - оружие со сгибающимся стволом, позволяющее стрелять из-за угла незамеченным. Но несмотря на эти фантастические элементы, сюжет игры более-менее реалистичен, а конфликт построен на старых как мир темах: любовь и семья, измена и предательство, злоба и жажда возмездия.
На Вильяма нашего Шекспира, конечно, авторы не замахиваются, прекрасно понимая, что грандиозная постановка с голливудскими звездами им не по карману. Вместо этого Get Even похожа на советские экранизации классики британского детектива - Прибалтика изображает старую добрую Англию, декорации и костюмы кочуют из фильма в фильм, а фамильные драгоценности герцогини явно позаимствованы у мамы режиссера. Но актеры играют так хорошо, а сюжет до того захватывает, что сердиться на бедную картинку просто не получается.
Утраты все приходят мне на ум, и старой болью я болею снова...
Get Even с трудом поддается жанровой классификации. Вроде бы стелс-шутер - так заявляют сами авторы - но не совсем. Может, хоррор (психиатрическая клиника Литхерст уместно смотрелась бы в каком-нибудь Silent Hill)? Близко, но не то. Симулятор ходьбы а-ля Gone Home? Похоже, конечно, но... нет, снова мимо. После безуспешных попыток однозначно причислить Get Even хоть к какому-нибудь типу игр, понимаешь, что это бесполезно. Ее надо воспринимать не как представителя того или иного жанра, а как единое, цельное произведение. О людях, которые, зациклившись на ошибках прошлого, упускают собственное настоящее. О бегстве от собственных ошибок, о горе и отчаянии. О глупостях, которые мы творим, поддавшись им.
Тем более, что перестрелки и стелс в Get Even сделаны плохо - неожиданно плохо, если учесть, что основатели студии The Farm 51 известны прежде всего по шутеру Painkiller. Стрелять и прятаться одинаково неинтересно, и оба действия очень быстро превращаются в рутину. Даже «Корнерган» (явно вдохновленный вполне реальным приспособлением под названием CornerShot) не спасает ситуацию и очень скоро приедается. К «симулятору ходьбы» тоже есть вопросы - в Gone Home и What Remains of Edith Finch ходишь по дому, битком набитому всякими интересными мелочами, а в Get Even то и дело попадаются полупустые коридоры, найти в которых нужный предмет не составляет особого труда.
Далеко не каждой студии удастся совладать с таким количеством игровых механик - но у The Farm 51, как правило, получается. Первые час-полтора, конечно, проводишь в некотором недоумении - что тут, все-таки, делать-то? И как раз когда начинает казаться, будто Get Even вот-вот рассыпется на части, происходит маленькое чудо: сюжет набирает обороты, а все элементы начинают взаимодействовать друг с другом, словно детали одного механизма. Вот вы бродите по лечебнице Литхерст: в темных коридорах на вас глазеют жуткие деревянные манекены, краска слоями сходит со стен, а доктора позабыли выпустить из палат пару-тройку пациентов из числа наиболее отмороженных. И прежде чем это макабрическое великолепие начнет приедаться, вас отправляют в очередное воспоминание, чтобы не привыкали и не расслаблялись.
Такая теперь у Коула Блэка жизнь: то путешествие в прошлое, загадочное и туманное, то возвращение в настоящее - мрачные коридоры больницы, населенные манекенами и пациентами с причудливыми фамилиями (тут есть отсылки к известным местам, писателям, поэтам и так далее). Вот только... откуда в этом настоящем призрак Грейс? Почему герой то и дело натыкается на принадлежавшую ей игрушку? И чьи, черт возьми, воспоминания то и дело врываются в его собственные? С этой «Пандорой» явно не все так просто. Да и сами Блэк и Ред - вовсе не то, чем сначала кажутся.
И вновь плачу я дорогой ценой за то, за что платил уже однажды...
Как и положено в хорошем детективе, чем ближе герои Get Even подбираются к разгадке, тем сильнее становится напряжение - и эту атмосферу отлично поддерживает звук. Музыка идеально улавливает настроение каждой сцены - в коридорах психлечебницы нестройных хор пациентов подпевает расстроенному пианино, а в коридорах офиса, по которому крадется Блэк, быстрый ритм электронной музыки напоминает учащенный от напряжения пульс.
От композитора не отстает звукорежиссер. В одном из воспоминаний Блэку приходится действовать ночью, и основным ориентиром оказывается забытый кем-то мобильник - он не просто дребезжит на фоне, но сочетается с остальными звуками, становясь частью единого аудио-полотна. Точно так же стараются и актеры озвучки: им удается сделать в общем-то достаточно шаблонных персонажей (интеллигент, грубоватый наемник, любовница-секретарша, нелюбимая жена и так далее) харизматичными и привлекательными.
Пожалуй, если к чему-то в Get Even и можно придраться, то к визуальной составляющей. Скажем, версия для Xbox One смотрится так себе - с мутными текстурами, страшненькой травой, а также небом, которое не впечатлило бы и в 1998-м. У игры более чем скромный бюджет, и это видно - здесь, например, почти нет лицевых анимаций, вместо которых используются просто статичные изображения людей. Но даже финансовые ограничения не мешают разработчикам создавать отличные сцены (прежде всего, в больнице).
Get Even, несмотря на все свои огрехи, достойна внимания - особенно в период летнего затишья. Это захватывающая история с интересной подачей, в которой геймплей и события действительно подстраиваются под выбор игрока. И прежде всего - это хорошо рассказанная драма о людях, которые, зациклившись на ошибках прошлого, упускают собственное настоящее. И о попытках - пусть и не всегда удачных - пережить утрату самого дорогого, собрать волю в кулак и продолжать идти вперед - несмотря на потери и преграды.
Достоинства:
- заброшенная психушка выглядит очень правдоподобно и пугающе;
- многие сцены поставлены просто отлично;
- актеры озвучки с колоритными акцентами выжимают максимум даже из не лучшего сценария;
- нетривиальное сочетание разных жанров;
- сценарий не лишен интересных поворотов и хорошо обыгрывает формулу фильмов а-ля «Заложница»;
- звукорежиссура и саундтрек явно претендуют на награды по итогам года.
Недостатки:
- занудный и выматывающий нервы стелс;
- абсолютно никакой шутер;
- повторное использование локаций бросается в глаза;
- длинные загрузки уровней (в версии для консолей);
- от вида некоторых текстур хочется рыдать кровавыми слезами.
Выходные данные
- Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One
- Разработчик: The Farm 51
- Издатель: BANDAI NAMCO Entertainment
- Дата выхода в России: 21 июня 2017 года
- Локализация: русскоязычные интерфейс и субтитры
- Похожие игры: Condemned: Criminal Origins, L.A. Noire, Murdered: Soul Suspect
- Стоит ли покупать сейчас? Да
Автор текста: Полина Есакова