Новости и события » Культура » Кутюрье особой важности: последнее интервью Аззедина Алайя

Кутюрье особой важности: последнее интервью Аззедина Алайя

Кутюрье особой важности: последнее интервью Аззедина Алайя

«Кутюрье» - первая в Британии сольная выставка Аззедина Алайя, открывается в лондонском Музее дизайна 15 мая. 60 кутюрных образов для нее дизайнер успел выбрать лично, а в конце прошлого года, незадолго до своей смерти, дал последнее интервью редактору The Business of Fashion Тиму Бланксу.

За неделю до смерти в ноябре 2017 года Аззедин Алайя позвонил своей подруге Латифe, у которой в возрасте 95 лет недавно умер муж. «Аззедин, никто из нас не молодеет, - сказала тогда Латифа, - мы все скоро будем там». «Давайте как-нибудь без меня, - по словам друга семьи, рассказавшего мне эту историю, ответил Алайя. - У меня еще здесь полно дел». Хоть ему и исполнилось 82, вся жизнь дизайнера была настолько невероятной, что никому и в голову не могло прийти, что всего через пару дней его не станет.

Внезапная смерть сродни иронии судьбы. Всего за пару месяцев до этого меня спросили, у кого из мира моды я хотел бы взять интервью. «Алайя», - с ходу ответил я. И моя просьба была услышана. Со мной связались из британского Vogue с предложением написать статью об Аззедине и его многолетней дружбе с Наоми Кэмпбелл - они были настолько близки, что Наоми даже называла его «папá». Мне предстояло встретиться с ними дома у дизайнера в его парижской квартире на рю де Мусси. Здесь, на площади 1 300 кв. м, помещался весь его мир: квартира, ателье, шоурум и магазин. Здесь же Алайя открыл собственный отель всего на три номера, а также галерею. Но самое главное - мне выпал шанс заглянуть в святая святых, на кухню дизайнера.

Об этой кухне я был наслышан еще с конца 1980-х, когда только-только начал открывать для себя парижские показы: долгие обеды, поздние ужины, которыми он потчевал близких друзей и немногочисленных счастливчиков. Эти домашние посиделки приобрели почти мифический статус: сюда стекалась вся элита мира моды. Алайя в неизменной черной китайской хлопковой пижаме, вместе со своим поваром Сумаром, служившим у него долгие годы, орудовал кастрюлями и сковородками, колдуя над блюдами, судя по отзывам очевидцев, божественными в своей простоте. Связь между гостеприимной натурой Аззедина и невероятными нарядами, которые он создавал для клиентов, готовых ради него и в огонь, и в воду, была очевидна: чувственность, непреодолимое желание покорять, острое чувство наслаждения жизнью, которыми были пропитаны и его блюда, и его модели, - и стремление разделить все это с другими.

Это было частью его натуры. Если вам доводилось общаться с тунисцами, вы знаете, что гостеприимство у них в крови. Детство Аззедина прошло в Тунисе - его вырастила бабушка по материнской линии Манубия. Именно она научила его готовить. Семейное благополучие у них отождествлялось с едой. В тот июльский вечер в 1987 году, когда Наоми Кэмпбелл познакомилась с дизайнером, ее, 16-летнюю девчонку, только прибывшую в Париж, обокрали - вор забрал все: деньги, паспорт... Алайя накормил ее собственноручно приготовленным ужином. «Я весь вечер молчала, потому что не знала французского», - вспоминает она. За помощью в переводе они позвонили в Лондон ее маме. Аззедин пообещал Валери позаботиться о ее дочери. И обещание сдержал, даже когда Наоми противилась его попыткам пресечь ее подростковые выходки. «Я был вне себя, когда она сбегала по ночам в Les Bains Douches, прихватив одежду из магазина внизу, - ее комната как раз находилась над ним, - написал он мне. - И я отправлялся на поиски, чтобы вернуть ее домой».

После дня, проведенного с Аззедином и Наоми на съемках для Vogue, наше интервью с дизайнером, последнее в его жизни, продолжилось уже по электронной почте. Его давняя соратница и правая рука Каролин Фабр-Базен дала мне понять, что это наиболее удобный способ общения для него. Их общая с Наоми черта - нежелание следовать строгому графику. Алайя, как известно, устраивал показы, когда ему заблагорассудится. Годами его верные последователи - клиенты, журналисты, байеры - приезжали в Париж только ради него, причем без малейшей гарантии увидеть на подиуме что-то новое. Не раз он ограничивался, например, переработкой старых моделей для Barneys - своего крупнейшего магазина в Америке. Никто не жаловался.

Алайя всегда работал над эстетикой своих образов вдали от праздных взглядов толпы. Со своими клиентами всех возрастов, комплекций и размеров он выстраивал личные отношения. Так было всегда. Свое первое платье он сшил из твида в 15 лет для подруги. Оно было настолько тесным, что друзьям «приходилось сзади подсаживать ее в автобус». Однако его первое ателье в крошечной квартирке на рю де Бельшас в Париже помнит и длинные пальто мужских силуэтов, которые он шил для Греты Гарбо. Эти два, казалось бы, совершенно противоположных подхода и составляли сущность стиля Аззедина - бесконечное почтение и преклонение перед женственностью во всех ее проявлениях. В 70-х он оттачивал свое мастерство, создавая облегающие костюмы для девушек из кабаре Crazy Horse.

Мы снова на кухне. Гостей ждут два сервированных стола, уставленных многочисленными бутылками с вином и водой - и блюдами с едой, которую с аппетитом поглощают гости. В доме царит хаос, но по-семейному теплый. Племянник дизайнера Монтассор, уже 17 лет работающий с ним бок о бок, - душа компании. Во время съемки я наблюдаю за Наоми и Аззедином - у обоих в глазах лукавый огонек. «Я большой собственник, - позже напишет он мне в письме. - И Наоми тоже. И мне не чужда ревность. Потому что, когда любишь кого-то, без ревности не обойтись. Если не ревнуешь - значит, не любишь! А еще я уверен, что нельзя требовать от человека измениться. Мы должны уважать индивидуальность каждого. Иногда даже стоит самим меняться, чтобы лучше взаимодействовать с другими. Возможно, через наши различия мы сможем узнать что-то новое о самих себе».

Таким был краткий рассказ Алайя о себе, последнее из его публичных интервью. Те, кто знал дизайнера лучше всего, навсегда запомнят его как отзывчивого, неравнодушного, необычного человека. Таким он и останется в их воспоминаниях - корпящий ночи напролет в мастерской над новыми силуэтами под водку и музыку египетской певицы Умм Кульсум. И всегда готовый броситься на кухню, чтобы угостить друзей.

Кутюрье особой важности: последнее интервью Аззедина Алайя

Кутюрье особой важности: последнее интервью Аззедина Алайя

Кутюрье особой важности: последнее интервью Аззедина Алайя

Кутюрье особой важности: последнее интервью Аззедина Алайя

Кутюрье особой важности: последнее интервью Аззедина Алайя

Кутюрье особой важности: последнее интервью Аззедина Алайя

Кутюрье особой важности: последнее интервью Аззедина Алайя


RTX 5080 станет первой видеокартой нового поколения от Nvidia

RTX 5080 станет первой видеокартой нового поколения от Nvidia

Инсайдер Kopite7kimi сообщил, что Nvidia сначала выпустит видеокарту GeForce RTX 5080, а после выйдет более производительная RTX 5090. В случае с RTX 40 все было наоборот, сначала в продаже появился флагман RTX 4090, потом подтянулись решения попроще. Судя...

сегодня 12:35

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх