Новости и события » Культура » Вечные ценности и их отсутствие: Каннский фестиваль близится к концу

Вечные ценности и их отсутствие: Каннский фестиваль близится к концу

Вечные ценности и их отсутствие: Каннский фестиваль близится к концу

Основная часть программы уже показана, и настал тот момент, когда можно увидеть замысловатый рисунок в кусочках мозаики.

прочитано 859 раз

Новая лента братьев Дарден "Молодой Ахмед", показанная в самый разгар фестиваля, рассказывает о юноше, исповедующем ислам. Максимализм, свойственный подросткам, заставляет Ахмеда постоянно изучать Коран, отчитывать маму за вино и отсутствие хиджаба, не пользоваться зубной щеткой. После ссоры с учительницей арабского и неосторожного комментария имама мальчик решает наказать "неверную" и нападает на нее с ножом. Ахмед не оставляет попытки довести свое дело до конца даже после ареста - он готовится к нападению в стенах исправительного учреждения, ждет очной ставки, чтобы нанести удар.

Жан-Пьер и Люк Дарден совершили попытку показать, как рождаются фанатики. Однако их позиция внешнего наблюдателя никак не позволяет раскрыть внутреннее содержание этого явления. Тут вспоминается фильм Фатиха Акина "На пределе", в котором удалось терроризм не только осудить, но и объяснить. Героиня фильма, показанного в Каннах в 2017 г., проходит путь от матери семейства до террористки-смертницы, и каждый шаг в этом пути мотивирован и понятен зрителю. Диана Крюггер заслуженно получила приз за лучшую женскую роль в этой картине.

В "Молодом Ахмеде" есть описание внешних признаков фанатизма, но нет анализа причин его возникновения, нет внутренней логики героя. Зрителя не отпускает постоянная негативная авторская оценка внешнего непонимающего наблюдателя. И потому неудивительно, что весь радикализм Ахмеда теряется после удара головой об землю. Как будто этого достаточно, чтобы убеждения и ценности улетучились.

Другой пример следования ценностям и убеждениям демонстрирует Терренс Малик в своем фильме "Тайная жизнь". Картина, основанная на реальных событиях, показывает жизнь и быт австрийского крестьянина Франца Егерштеттера и его семьи. Героя картины казнили нацисты за отказ присягнуть Гитлеру и служить вермахте. Молодой австриец не стал шагать в ногу с толпой и остался верен своим религиозным убеждениям. Совсем как Ахмед братьев Дарденов. Но тут как раз взгляд изнутри, а не снаружи.

Малик остается верен своему авторскому стилю и показывает невероятную природу и крестьянскую жизнь настолько красиво, что она завораживает. Особый вклад в картину делает симфоническая музыка, впечатляет операторская работа. Но самое главное - Малику удается сопереживать своему герою, показывать реальность его глазами. В природе австрийских холмов как будто ощущается присутствие Бога, контакт с которым и придает герою уверенность в собственной правоте. Фильм Терренса Малика считают фаворитом Каннского конкурса.

Что любопытно - та же верность религиозным убеждениям в картине Дарденов видится как преступление, а в "Тайной жизни" подается как подвиг. Авторская оценка решает все. А также верность ценностям нового времени, которые гласят: ненасилие - есть главная добродетель современного человека.

В конкурсе "Особый взгляд" состоялась еще одна премьера российской картины. Новая работа Ларисы Садиловой "Однажды в Трубчевске" была включена в программу в последний момент. Злые языки утверждают, что решение было принято из-за негласной "женской квоты" - с некоторых пор отборщики следят, чтобы в конкурсе было достаточно женщин-режиссеров. Фильм раскрывает тему супружеской неверности: герои картины месяцами встречаются втайне от своих семей, живя при этом в соседних домах провинциального городка.

В отличие от Дарденов и Малика, тема ценностей и убеждений в фильме Садиловой отсутствует в принципе. Герои мотивированны исключительно своими импульсами и шкурными интересами. Авторской оценки происходящего с морально-этических позиций тоже нет, что можно отнести к достоинствам картины - оценка с таким подходом к повествованию все больше и больше напоминает произведение в жанре "жизнь насекомых". Смотреть на человека как на зверька, который решает поведенческую задачку, проходит лабиринт, например, может быть довольно интересно.

Другой пример сближения образов человека и животного можно увидеть в конкурсной картине "Паразит" корейского режиссера Пон Джун-хо. В центре сюжета нищая корейская семья - отец, мать, сын и дочь, которые обманом и интригами втираются в доверие к местным богачам и паразитируют на их состоянии. Фильм демонстрирует колоссальное экономическое неравенство в современной Корее, до боли понятное российскому зрителю. Помимо классовой вражды, героями движет семейственность - стремление продвинуть своих выше по пищевой пирамиде.

Жизнь насекомых по-корейски, в отличие от взгляда из российской глубинки, наполнена юмором и иронией, непредсказуемыми сюжетными поворотами и неожиданным кровавым финалом в лучших традициях жесткого азиатского кино. Если верить автору, единственный способ не стать паразитом - это вырваться из нищеты, что для героев оказывается прочти невозможным. Ответа на вопрос, как перестать быть животным, в российской картине нет. И даже вопрос такой не ставится.

Уже совсем скоро мы узнаем решение жюри. Фестиваль закрывается завтра, так что интрига пока сохраняется. Ждем итогов.


Сучасні та економічні методи зведення будівель

Сучасні та економічні методи зведення будівель

У сучасному будівництві швидкість, економічність та універсальність є ключовими факторами при виборі технологій і матеріалів. Швидкомонтовані сталеві будівлі повністю відповідають цим вимогам, завдяки чому вони набувають великої популярності у різних сферах...

сегодня 10:39

Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх