GAME OVER: чем запомнится Vetements Демны Гвасалии
Vetements, возможно, не тот бренд, который нравится всем, но как бы кто к нему не относился, ясно одно - он неожиданно появился на модной арене и в два счета [читать «коллекции»] изменил правила игры в индустрии. 16 сентября стало известно, что сооснователь и креативный директор бренда Демна Гвасалия покидает лейбл. Пока нам только предстоит встретиться с новыми вызовами, которые он несомненно бросит индустрии, vogue.ua вспоминает, как грузинскому дизайнеру удалось сделать Vetements одним из самых обсуждаемых брендом современности.
Vetements появились на модной арене в 2014 году. С тех пор, за пять лет бренд:
- нарушил статус-кво, искажая взгляды на все - от пропорций до понимания красоты;
- сделал Демну Гвасалию настолько успешным, что его назначили креативным директором легендарного французского модного Дома Balenciaga;
- разрушил систему и начал одновременно демонстрировать мужскую и женскую одежду;
- завоевал легион фанатов всего за три коротких сезона.
Демна Гвасалия окончила Королевскую академию изящных искусств в Антверпене в 2006 году и начала работать дизайнером женской одежды в Maison Martin Margiela в 2009-м. После окончания того же учебного заведения, что и Мартин Маржела, и остальная часть Антверпенской шесетрки, для многих неудивительно для увидеть схожие с мастерами мотивы в работе Гвасалии. В 2012 году он стала главным дизайнером женской одежды Louis Vuitton на 2 года, а затем открыла собственный лейбл. Vetements всего 5 лет, но его считают одним из главных игроков на модной арене.
Пожалуй, своим успехом бренд обязан непоколебимой уверенности создателей в их желаниях и идеях. «Мода для меня - это зеркало, отражение того, что происходит вокруг нас», - сказал Демна. Братья Гвасалия не гнались за чем-то неизведанным: их философия дизайна играет на сильных сторонах настоящей одежды, настроениях людей, которые имеют свой собственный стиль. «Быть приземленным - это новый черный, - считает Демна. - Раньше задача моды заключалась в создании мечты. Я чувствую, что молодые поколения гораздо более прагматичны, и я думаю, что этот прагматизм совершенно необходим. Я не хотел просто проектировать, я хотел установить диалог и использовать моду в качестве коммуникативного инструмента».
Успех настиг бренд после демонстрации коллекции весна-лето 2016 года. Смесь рубашек, толстовок, верхней одежды и платьев с измененными формами, удлиненными рукавами, большими разрезами и модифицированными конструкциями не была чем-то новым, но уличная одежда Vetements стала переосмыслением символики бытовых вещей - компании DHL, бренда Champion, фильма «Титаник». Специфический взгляд Гвасалии привлек внимание всех: от высших эшелонов моды до блогосферы и социальных сетей. Главным хитом коллекции стала модифицированная желтая футболка DHL, которая стала must have вещью того лета и сделала Vetements крупным игроком в современной моде.
Unisex и oversize - два столпа, на которых держится эстетика бренда. И это не просто заигрывание с форматом, что делали дизайнери и для него. Эти принципы буквально закодированы в ДНК бренда. «Из-за нашей эстетики, которая имеет мужское происхождение, у нас есть много покупателей-мужчин, которые покупают нашу одежду, которая на самом деле не предназначена для них», - сказал Демна. Как ни странно, Гвасалия повлиял на коллекции Вирджила Абло для OFF-WHITE, в чем американский дизайнер признался сам. Принцип искажения реальности Vetements нашел отклик в даже среди мужской элиты: Раф Симонс попал под влияние грузинского дизайнера и бросили вызов консервативным семиотическим основам строения одежды.
В последние сезоны Vetements продолжал вызывать споры и разжигать разговоры своим неортодоксальным подходом к высокой моде. Бренд регулярно проводит street-кастинги моделей и устраивает шоу в любое время и в любом месте: «Я думаю, что мы цыганский бренд, - сказал Демна. - Это люди, которых мы ищем круглый год. Люди, которых мы разыскиваем на улице, кого наши друзья, близкие нам люди и сотрудники замечают на улице и в Instagram».
Так, для презентации коллекции осень-зима 2017/2018 на подиуме Vetements можно было увидеть пожилых женщин в роскошных шубах, коренастых чернокожих мужчин, напоминающих охранников ночного клуба и панков с ног до головы в коже. Не странно, что шоу интерпретировали как праздник обычных людей.
Vetements выпустили свою первую коллекцию осенью 2014 года, и хотя бренд привлек внимание многочисленных покупателей, люди не хотели вкладывать средства в неизвестный лейбл. Все изменилось буквально в следующем сезоне. Имя Vetements на радар вывела вторая коллекция бренда, которая была показана во время Недели моды в Париже сезона осень-зима 2015/2016 в секс-клубе Le Depot.
Примерно в это же время братья Гвасалия сломали еще один шаблон, объявив, что они не будут следовать традиционным модным графикам, а вместо этого будут представлять коллекции так, как им нравится. Так, для презентации коллекции весна-лето 2018 в Париже Vetements провели шоу с названием NO SHOW на автостоянке в центре города.