Возможно, уже не самая сексуальная, но самая дорогая в Голливуде. Как развивалась карьера Скарлетт Йоханссон
Скарлетт Йоханcсон было 9 лет, когда она снялась в своем первом фильме. Спустя еще 9 лет состоялся прорыв во взрослое кино, когда актриса сыграла вместе с Биллом Мюрреем в «Трудностях перевода». Скарлетт уже более четверти века работает в кадре, и сегодня мы рассказываем, как складывалась ее карьера: от второстепенной роли во франшизе «Один дома» до запойной любви к Marvel.
У родившейся в Нью-Йорке в 1984 году Скарлетт датские и еврейские корни. Девочка очень любила быть в центре внимания, брала уроки чечетки, устраивала музыкально-театральные постановки для своей семьи. Она могла подолгу кривляться перед зеркалом: «Я была одной из тех, кто ребенком пялился в зеркало, пока не заставлял себя заплакать». Но в возрасте семи лет Йоханcсон была уверена, что ее карьера как актрисы уже разрушена: агент по поиску талантов подписал ее старшего брата.
Впрочем, через два года все сложилось хорошо. Мать записала девочку в театральную школу и водила на прослушивания, а впервые на экране Скарлетт на короткое время появилась в фильме «Норт» (1994), где в главных ролях были Брюс Уиллис и юный Элайджа Вуд. Актриса вспоминала, что первое появление на съемочной площадке хорошо отложилось в ее памяти: «Я просто инстинктивно знала, что делать. Это было, я не знаю... судьба».
Столь же незначительные роли девочка сыграла в картинах «Правое дело» (1995, дочь персонажа Шона Коннери) и «Если Люси упадет» (1996, соседка главных героев).
Вышедшая в 1996-м лента «Мэнни и Ло» подарила юной актрисе первую заметную роль. Вместе со старшей напарницей она играла сбежавшую от нескольких приемных семей школьницу. За эту роль Йоханcсон была удостоена Independent Spirit Award, а журналисты рассмотрели в ней искру: «Она может стать важной актрисой, если сможет сохранить эту ауру после отрочества».
Данный период в жизни начинающего актера довольно непрост. Как замечала сама Скарлетт, обычно взрослые изображают детей в фильмах словно «крыс в торговом центре», не воспринимая всерьез, а в сценарии для них не предусмотрено никакой реальной глубины. Снявшись в эпизодической роли в «Один дома 3», девушка все-таки смогла найти картину, которая, как она считает, очень сильно повлияла на ее будущую карьеру.
Это была лента «Заклинатель лошадей» (1998). Убедительную и взрослую роль подростка, который во время конной прогулки потерял ногу, отметили и режиссер, и рецензенты.
В 2001 году выходят сразу два фильма, в которых Йоханcсон удалось поработать на одной площадке с такими шикарными актерами, как Стив Бушеми (черная комедия «Призрачный мир») и Билли Боб Торнтон (неонуар «Человек, которого не было» от братьев Коэнов). В последнем персонаж молодой актрисы даже имитирует попытку орального секса с главным героем, что заканчивается фатально.
Но настоящий переход ко взрослым ролям у актрисы состоялся в 2003-м с выходом на экраны фильмов «Девушка с жемчужной сережкой» и «Трудности перевода». В первой ленте актриса играет роль служанки в доме живописца Вермеера, с которой была написана его знаменитая картина. Скарлетт прошла через отбор из 150 претенденток. В большинстве сцен она молчит, но это лишь позволило раскрыться игре эмоций на ее лице, что так понравилось критикам.
А вот для «Трудностей перевода» пробы проходить не пришлось. Режиссер София Коппола заметила актрису по предыдущим работам, ее типаж импонировал ей. Роман двух потерянных иностранцев в чужом Токио собрал отличную кассу: почти $120 млн при смехотворных затратах в $4 млн. Также лента неоднократно попадала в списки лучших фильмов современности.
В 2004 году вышло сразу пять картин с участием Йоханссон. Она начинает сотрудничать с Вуди Алленом, который буквально влюбляется в актрису. В итоге появляются такие фильмы, как «Матч-пойнт» (2005), «Сенсация» (2006) и «Вики Кристина Барселона» (2008).
Бюджеты лент, в которых снимается Скарлетт, все растут, как и ее гонорары. В 2005 году выходит дорогой блокбастер Майкла Бэя «Остров», который не окупается в прокате. А в 2006-м Йоханссон в компании с Джекманом и Бейлом работает у самого Кристофера Нолана над «Престижем». Но по-настоящему дорогой актриса станет благодаря своему первому появлению в только зарождающейся вселенной Marvel, путешествие по которой для нее растянется на десяток лет.
Скарлетт смотрела первого «Железного человека»: «Он мне понравился. Я никогда не видела ничего подобного. Я не была поклонницей супергероев или фильмов такого жанра, но этот казался революционным. И я хотела работать с Marvel. Это казалось захватывающим местом».
Йоханссон встретилась с главой Marvel Studios Кевином Файги и режиссером Джоном Фавро, чтобы обсудить возможность сняться в картине. Затем был кастинг на роль Черной вдовы, но создатели выбрали другую актрису - Эмили Блант. Конечно, Скарлетт была расстроена и подавлена. Однако за свою долгую карьеру она выслушала достаточно отказов, а потому знала, как это пережить.
Впрочем, долго мучиться ей не пришлось, так как через пару недель Блант отказалась от работы с Marvel из-за конфликта в расписании съемок. В этом не было ничего предосудительного, обычная практика для Голливуда. Стоит лишь вспомнить, что в «Матрице» вместо Ривза мог сняться Николас Кейдж, а в бондиане - Хью Джекман. Роль Черной вдовы досталась Скарлетт, зла на режиссера она не держала: «Я снова встретилась с Джоном. У нас был забавный разговор о том, как он меня не выбрал. Но я была в восторге».
Сложно было спрогнозировать, окажутся ли последующие кроссоверы успешными. Так как, судя по предыдущему опыту в киноиндустрии, пересечение разных франшиз в одной ленте не срабатывало. Тем не менее последующих «Мстителей» ждал успех, а Йоханссон появилась в общей сложности в восьми фильмах вселенной Marvel. Сперва за сумму меньше миллиона долларов, затем за несколько миллионов. Вскоре во время обсуждения гонораров актрисы у Marvel фигурировали суммы уже в $20-30 млн. Только за последний год, по данным Forbes, она заработала $56 млн.
Наташа Романофф очень импонирует Скарлетт. Это сильный и вдохновляющий персонаж, которому через многое пришлось пройти. И актриса очень надеется, что выходящая в 2020 году «Черная вдова» сможет сказать новое слово в супергеройском жанре.
Впрочем, «мстительным» сериалом деятельность Йоханссон в последнее десятилетие не ограничивалась. Она успела сняться в байопике про Хичкока, подарила свой голос искусственному интеллекту в фантастической мелодраме «Она», питону Каа в «Книге джунглей», дикобразихе Эш в мультфильме «Зверопой» и собаке Миндальке в «Острове собак». Конечно, была не только озвучка, но так уж вышло, что бессоновская «Люси» (2014) или киноадаптация аниме «Призрак в доспехах» (2017) успеха ни у зрителей, ни у критиков не получили, хотя были вполне крепкими экшенами.
Возможно, Скарлетт исправилась. 6 декабря на Netflix начнут показывать фильм «Брачная история» (там Йоханссон играет вместе с этим сопливым злодеем из новой трилогии о звездных войнах), который критики просто облобызали с ног до головы, но в театральном прокате он был ограничен. Есть вероятность, что именно за эту роль актриса наконец удостоится самой важной кинонаграды. А вот «Кролик Джоджо» до наших краев не добрался: сатира про доброго, пускай и воображаемого Гитлера от Тайка Вайтити навряд ли благосклонно будет принята нашими зрителями.
Сегодня Скарлетт Йоханссон является одной из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда, причем ее амплуа довольно широко. Как мы видели, все отнюдь не ограничивается супергеройскими фильмами от Marvel, с которыми когда-нибудь будет покончено. Как к своему успеху относится сама Скарлетт? Деньги гарантировали ей творческую свободу. Она вольна сама выбирать, в каких ролях сниматься, ей не нужно хвататься за любую работу, чтобы прокормить себя. И именно такую свободу Йоханссон считает самой большой роскошью в своей жизни.