Новости и события » Общество » Реалии украинской армии, или Почему иностранцы не пойдут в ВСУ

Реалии украинской армии, или Почему иностранцы не пойдут в ВСУ

Реалии украинской армии, или Почему иностранцы не пойдут в ВСУ

Уже почти два года в Украине остро стоит вопрос о легализации и вводе в правовое поле иностранцев, принимавших участие в АТО или собирающихся приехать в Украину для участия в войне на стороне Украины. На эту тему был написан не один десяток статей, дано не одно интервью, написано несколько законопроектов, однако все попытки оказались тщетными.

В украинскую армию не пойдут новые иностранцы, о которых так яростно мечтали законодатели при обсуждении принятого законопроекта, разрешающего им службу в НГУ и ВСУ в обмен на скупую зарплату.

Прошлый опыт

Главная причина в том, что со стороны иностранных граждан уже были сотни попыток помочь Украине в этой войне, однако все они оказывались безрезультатными. Министерство обороны не раз "динамило" таких помощников, начиная от рядовых солдат, заканчивая бригадными генералами профессиональных армий мира, желавших прямо или косвенно помочь. Кроме того, известно несколько случаев, когда офицеры украинского происхождения из европейских армий также наталкивались на нежелание Минобороны принять их помощь, в результате чего отказывались от идеи ехать в Украину и их соратники, ранее желавшие помочь нам. Вряд ли кто-то, увидев печальный опыт своих несостоявшихся побратимов в украинской войне, захочет впредь приехать сюда.

Отсутствие боевого опыта или потери личного состава и техники

За время ведения боевых действий полевые командиры и личный состав получили бесценный боевой опыт, но не следует забывать о том, какой ценой был получен этот опыт: за время войны Украина потеряла около 100 танков, 200 БМП, более 200 единиц другой бронетехники, более 30 САУ, около 30 единиц артиллерии и около 20 единиц авиатехники. По потерям личного состава цифры не лучше: лишь официальные данные, озвученные президентом, которые можно смело умножать как минимум на два (а возможно и на три - ведь лишь за одно иловайское сражение наша армия потеряла около тысячи солдат), гласят, что во время войны Украина потеряла более двух тысяч солдат. И это притом, что по сообщению главного военного прокурора страны, половину погибших составляют небоевые потери, причина значительной части которых – небрежное обращение с оружием, самоубийства и происшествия в результате злоупотребления алкоголем.

Разумеется, при ведении настоящих боевых действий и даже при гениальном командовании потери практически неизбежны, однако в данном случае стоит посмотреть на количество сданной или захваченной боевиками техники: 55 танков, 118 БМП, 119 единиц другой бронетехники, 28 САУ, 32 единицы артиллерии. Мало найдется иностранцев, которые захотят уйти из какой-либо европейской армии, чтобы поступать на службу в армию, которая фактически добровольно дарит свою технику противнику (причем не всегда вынужденно), а солдат использует как пушечное мясо, словно мы снова вернулись во времена Второй мировой войны.

Деградация качества личного состава

Около года назад наше командование приняло решение любыми путями вывести с фронта мотивированных добровольцев вместе с их батальонами, заменив их мобилизованными солдатами. Недостатки и преимущества мобилизованной и контрактной армии – это отдельная тема, поэтому, коротко говоря, семь волн мобилизации и демотивация патриотов к попаданию на фронт привели к тому, что качество личного состава тотально снизилось. Колоссальный алкоголизм дополняется отсутствием мотивации служить у мобилизованных солдат, советский метод "круглое нести, квадратное катить" дополняется коррупцией в самых верхах армии и разворовыванием "соляры" с БТРов. Нежелание воевать дополняется отсутствием квалификации и прочее, прочее, прочее. На фоне всего этого хочется поставить памятник при жизни и наградить отдельных командиров, сумевших собрать боеспособное подразделение на разных уровнях из сборной солянки украинских солдат. Вряд ли будет преувеличением сказать, что Украина выстояла летом 2014 года и сейчас продолжает оставаться на нынешних позициях лишь благодаря боевому духу и патриотизму таких настоящих полевых командиров, благодаря их настоящим солдатам и желанию не пустить врага на свою землю.

Командование

На взгляд рядового бойца, командование – на сегодня самое слабое место украинской армии. В верхах по-прежнему сидят не умеющие даже работать с картой "паркетные генералы", которым их такие же подчиненные несут "победоносные" отчеты о том, как же прекрасно мы победили вчера, сегодня и как мы победим завтра, даже если на самом деле это будет разгромное поражение. На всех уровнях все еще царит тотальная коррупция, разворовывание и невозможность нормальному боевому офицеру - не подхалиму - пробиться по карьерной лестнице. Все это приводит лишь к тому, что в армии за двадцать лет мира и два года войны сформировалось и продолжает усиливаться огромное недоверие к командирам как среднего, так и высшего звена.

Более того, в отдельных случаях, которые все больше выглядят тенденцией, на должность командиров ставят откровенных любителей России или людей, не желающих воевать вовсе. Около года назад польские генералы в отставке Вальдемар Скшипчак и Марек Дукачевский заявляли, что пророссийские командиры в ВСУ являются пятой колонной, которая разрушает армию на пользу врага – сегодня ситуация не особо изменилась. О качестве приказов такого командования в критическом случае приходится лишь только гадать.

Ни мира, ни войны

Отдельный момент, который стоит затронуть – факт того, что раньше иностранный контингент хотел приехать на службу в украинскую армию, поскольку наблюдались перспективы победы на фронте, армия двигалась вперед. Сегодня же военно-политическое руководство страны приняло решение договариваться с агрессором и террористами, подписывая минские соглашения, якобы несущие мир.

В результате на фронте сложилась ситуация, которую сложно назвать победой, ведь это скорее тянет на поражение: территория по-прежнему оккупирована противником, украинской армии не разрешают не то что освобождать свою землю, а даже стрелять по противнику под угрозой 7 лет тюрьмы (солдату и его прямому командиру) за открытие огня. Разумеется, противник в это время постоянно обстреливает наших солдат, не собираясь придерживаться соглашений, но это не останавливает украинских политиков.

По факту данные мирные соглашения сделали эту войну лишь более "договорной" и более контролируемой: как только общественные настроения внутри одной или другой стороны начинают достигать пика недовольства, стороны снова кулуарно договариваются: террористов пугают наступлением "бандеровцев-укропов", а украинских патриотов – наступлением России, а при реальном обострении конфликта "противники" снова садятся за стол переговоров и решают, кто кому что отдаст и за какую плату. Мало кто захочет ехать в очередной Приднестровский конфликт, да еще и за такую мизерную зарплату по меркам современных армий мира.

Обеспечение

Из-за желания закончить все же на позитивной ноте, можно сказать, что нынешний уровень обеспечения украинской армии – практически единственный положительный момент, который можно отметить в государстве, два года ведущем боевые действия. Относительно поставок новой военной техники сложно что-то сказать: хоть иногда на фронте и можно заметить новые "Хаммеры" и "Оплоты", но в целом мы по-прежнему стреляем минометами, с которыми воевали наши деды 70 лет назад, и ездим на БТРах, на которых советские солдаты воевали в Афганистане.

Зарплатное и правовое обеспечение по-прежнему является больной мозолью нашей армии. С получением УБД, льгот и прочего у солдат все еще возникают огромнейшие проблемы, а ситуацию с мизерными зарплатами солдат даже в военное время решили очень просто: заработная плата была поднята примерно в два раза, однако теперь большую ее часть составляет премия, которой солдата в любой момент может лишить командир, которому, допустим, не понравилось, что боец на него косо посмотрел.

Тем не менее, уже наладили производство тактической обуви для армии, но это преимущество с лихвой "компенсируется" ужасным качеством украинской формы, что является следствием отсутствия налаженного производства качественной отечественной ткани. Конечно же, новая форма – так называемая "цифра" - лучше прежнего "дубка" и по покрою, и по камуфляжным качествам, но сама ткань – это глубокая проблема, которая иногда приводит к серьезным ожогам и гибели бойцов, причем как в тылу, так и на фронте. Сегодня Украине наконец-то удалось закрыть "дыры" в обеспечении средствами индивидуальной защиты – бронежилеты и кевларовые шлемы, в том числе прекрасного украинского производства, уже не являются дефицитом в войсках.

В итоге, накануне второй годовщины начала войны все еще актуально сказать, что если сегодня не начать кардинальные реформы в армии, то завтра армии может и не быть. Ведь в сухом остатке, если отбросить патриотизм и пафос, сегодня мы возвращаемся к уровню армии двухлетней давности. Все это не повод отчаиваться, сложа руки сидеть и ждать, когда придет Путин, а именно сегодня, именно сейчас сделать все, что от нас зависит, чтобы избавиться от тех, кто мешает Украине победить, и принять тех, кто Украине может и хочет помочь.

Рустам Док Редакция может не соглашаться с мнением автора. Если вы хотите написать в рубрику "Мнение", ознакомьтесь с правилами публикаций и пишите на [email protected].


Свежие новости Украины на сегодня и последние события в мире экономики и политики, культуры и спорта, технологий, здоровья, происшествий, авто и мото

Вверх