Способность слышать друг друга открывает путь к национальному согласию - Маринович
Способность слышать оппонента и уважать его достоинство, без чего невозможна культура диалога, а также разделять одинаковые базовые ценности, - это является основанием для национального согласия.
Об этом сказал во время круглого стола "Культура диалога" правозащитник, публицист, религиовед, член-основатель Украинской Хельсинской группы, проректор Украинского католического университета Мирослав Маринович, сообщает корреспондент Укринформа.
"Возможность диалога зависит от того, как мы относимся к правде. Если для нас правда - только то, в чем убеждены мы сами, то каждый оппонент превращается в носителя лжи, соперника, а потом еще и во врага. Тогда главная задача человека - всеми правдами и неправдами обратить оппонента в свою веру, а если не удается, то его уничтожить. Однако возможен другой случай, когда правду воспринимают как то, что всплывает где-то посередине между различными общественным мнением и как результат диалога", - отметил Маринович.
Он добавил, что быть уверенным в своей правоте не является грехом, но надо одновременно быть открытым на правду своего собеседника.
"То есть не только слушать, но и слышать. Ведь моя вроде бы абсолютная правда может оказаться лишь частью большей правды, которую можно найти только вместе. Так открывается путь не только к межчеловеческому, но и к общенациональному согласию. Отсюда следует другой вывод - быть в диалоге означает признавать достоинство, легитимность и субъектность друг друга... Потребность почтить достоинство своего собеседника привыводит нас еще к одному заключению - диалог возможен, когда есть надлежащая культура диалога. А с этим у украинцев как раз и беда", - сказал Маринович.
Он привел цитату митрополита Андрея Шептицкого, который "прекрасно изучил упрямый характер украинцев и отчаянно пытался его откорректировать": "... не страдает ли организм нашего народа от какой-то моральной гемофилии, которая приводит к тому, что каждая маленькая рана является как бы неизлечимой. Почему каждое недоразумение между украинцами, которое, как кажется, можно было бы легко устранить, переходит так часто в хроническое состояние антагонизмов, споров, которым нет конца? А с обеих сторон при этом может быть лучшая воля и патриотизм, которые выглядят как настоящая любовь к родине".
"Это звучит как диагноз, который сегодня остается актуальным. Эту руинную стихию не удастся преодолеть на политическом уровне. Напротив, политика питается ею. За лечение этой нравственной гемофилии должны взяться прежде всего пастыри и школьные воспитатели, которые с детства будут блокировать в душе человека этот вредный ген вражды", - считает Маринович.
В то же время он отметил, что диалог становится не только возможным, но и эффективным, если в нем ценят мнение экспертов, потому что тогда разговор канализируется в реалистичное русло, а собеседники принимают во внимание все возможные версии правды.
"Однако нынешнее время - это время отвержения авторитетов. Им порой делают ситуативные комплименты, но при выборе решений их мнение не является авторитетным. Это наблюдается по всей общественной вертикали", - отметил интеллектуал.
Маринович также добавил, что "настоящий диалог возможен только тогда, когда его участники разделяют одни и те же базовые ценности, скажем, когда сознательная ложь неприемлема".
"Если же каждый живет по принципу "морально то, что выгодно мне", общество деградирует и распадается на враждебные друг другу кланы. И тогда вместо диалога имеем войну всех против всех", - резюмировал он.