Нацбанк снова не сможет сдержать инфляцию
Вчера в Национальном банке Украины состоялся брифинг, на котором правление НБУ рассказало о решениях монетарного комитета. Основные из них - сохранение учетной ставки на уровне 22% и частичное снятие валютных ограничений. При этом в регуляторе все еще верят в то, что инфляция не превысит ранее декларируемые 12%, несмотря на активные девальвационные процессы.
"Правление НБУ решило оставить учетную ставку на уровне 22% годовых. Дальнейшее проведение сдержанной денежно-кредитной политики направлено против неблагоприятного воздействия, которое на украинскую экономику могут иметь внутренняя политическая нестабильность и турбулентность в мировой экономике", - так поясняют в Нацбанке свое решение. И добавляют, что удерживают процентные ставки на неизменном уровне ради "достижения цели снижения потребительской инфляции до 12% на конец 2016 года, и 8% - на конец 2017-го".
Впрочем, учитывая последнее ослабление национальной валюты до 27 грн/$1, снижения учетной ставки от центробанка никто и не ожидал. Несмотря на то что еще в конце 2015 года регулятором декларировался среднегодовой курс гривны в коридоре 24,1-24,4 грн/$1, сегодня апеллировать к этим значениям нет смысла. В рамках политики инфляционного таргетирования Нацбанк считает своей задачей не поддержание стабильного курса национальной валюты, а удержание инфляции на уровне до 12%.
В данном контексте вызывает удивление то, что регулятор видит слабую зависимость между девальвацией и инфляцией. "Усиление напряжения на валютном рынке, которое наблюдалось в январе-феврале 2016 года, несущественно отразилось на уровне инфляции. Благодаря действиям Национального банка, направленным на сглаживание избыточных колебаний обменного курса, обесценивание гривны происходило постепенно, что приводило к ограниченному влиянию на уровень инфляции", - сказано в пресс-релизе НБУ.
В то же время "ползучий" эффект девальвации не может не отразиться в будущем на уровне цен. Складывается впечатление, что нынешние месседжи относительно инфляции декламируются скорее в пропагандистских целях - вряд ли это озвучивание реальных макроэкономических сценариев. Прогнозы экс-коллег правления НБУ уже давно отличаются от прогнозов официальных лиц регулятора.
Да и в факторах, которые, по мнению Нацбанка, будут сдерживать инфляцию, сложно усмотреть позитив. "Дальнейшему снижению инфляции в 2016 году будут способствовать, прежде всего, низкие темпы экономического роста, что сдержит восстановление потребительского спроса", - отметили в НБУ.
А ведь непосредственно экономической рост и стал заложником монетарной политики. "Угнетение внутреннего спроса в условиях потери внешних рынков и снижения цен на товары традиционного экспорта ведет к падению и остановке производства, в том числе - экспортно-ориентированного, и к сокращению рабочих мест. Соответственно растет импортозависимость, что в условиях дефицита платежного баланса и фискального баланса сектора государственного управления приводит к девальвации и инфляции", - объясняет президент Экономического дискуссионного клуба Анатолий Максюта.
Другими словами, вследствие инфляции уменьшились реальные доходы населения. Это, в свою очередь, подавляет спрос, приводит к неплатежеспособности как предприятий, так и граждан, а также - к оттоку трудоспособного населения за рубеж.
На вопрос относительно ожидаемой 12%-ной инфляции Валерия Гонтарева в четверг ответила, что регулятор составил свой консенсус-прогноз рынка, равный 13,4%. "В отличие от аналитиков, у Центрального банка есть возможность повлиять на прогноз. Естественно, что прогноз НБУ немного ниже, чем консенсус", - пояснил заместитель главы Нацбанка Дмитрий Сологуб. Однако даже 13,4% воспринимаются многими экспертами как маловероятный показатель.
К примеру, группа ICU недавно улучшила свои инфляционные прогнозы на 2016-2017 годы, которые, тем не менее, существенно отличаются от озвученных Нацбанком. "В 2016 году инфляция прогнозируется на уровне 19% вместо 29%, в 2017 году - 11% вместо 19%, а в 2018-м - 8%", - говорится в сообщении группы.
В ИК Concorde Сapital ранее прогнозировали инфляцию на уровне 16%. Но учитывая последние события на валютном рынке, уже готовы этот прогноз скорректировать. "Наши аналитики в последнем макропрогнозе давали 16%, но мы уже понимаем, что его надо переписывать где-то на 20%, потому что это выглядит более реалистично в нынешних условиях. Главный фактор - девальвация. Гривна резво дошла до 27,0, чего еще пару месяцев назад никто не ожидал. Сейчас откат до 26,0, но ждать, что это долго продлится, сложно", - считает начальник отдела по работе с долговыми инструментами на локальном рынке Concorde Capital Юрий Товстенко.
Ввиду продолжающейся девальвации довольно неоднозначно выглядит наращивание Нацбанком золотовалютных резервов: с начала 2016-го они увеличились на $238 млн. Несмотря на то, что на начало года уровень ЗВР ($13 млрд) хотя и отставал от утвержденного совместно с МВФ плана, он соответствовал более чем двум месяцам импорта. А скупка валюты на фоне девальвации многим дала сигнал в том, что в удержании гривны НБУ не особо заинтересован - и предположения скептиков относительно 30 грн/1$ вполне реалистичны.
И есть основания полагать, что именно из-за этого на декларируемом уровне удержать инфляцию НБУ не сможет. "Дальнейшая девальвация гривны приведет к росту инфляции, поскольку экономика слишком открыта, и продолжает открываться. Особенно это касается энергоносителей и промышленных инвестиционных и потребительских товаров, которые в подавляющем большинстве импортируются. Они создают цепную реакцию, поскольку переносят свою увеличенную (вследствие девальвации гривны) стоимость на расходы других производителей, которые закладывают их в цену", - констатирует Максюта.
По его словам, именно поэтому любое ослабление национальной валюты сразу, либо с определенным лагом, переносится на рост цен для потребителей или производителей. "Мы это ясно видим на примере 2015 года, когда не удалось удержать ни курс, ни инфляцию", - напоминает эксперт.
Аналитики предупреждают, что попытки удержать инфляцию путем сжатия денежной массы приведут скорее к дальнейшему падению промышленности и экспорта через финансовый голод, вымывание средств у населения и снижение потребительского спроса. По расчетам экспертов, если курс опустится до более чем 30 грн/1$, годовой индекс потребительских цен может подняться до 19-20%.
По мнению Максюты, удержание инфляции и девальвации сегодня в большей степени зависит от правильной промышленной и инвестиционной политики, чем от монетарной. "В дополнение к далеко не идеальной монетарной политике сегодня на гривну давят и политическая нестабильность, и отсутствие внятных перспектив дальнейшего сотрудничества с МВФ, которые бы дали рынку хоть какие-то позитивные сигналы", - резюмирует он.