Парад новаторов и провокаторов: открылся Рурский фестиваль
Революции, страх перед террором, неуверенность людей в завтрашнем дне, - такие темы поднимаются на театральном фестивале Ruhrfestspiele - одном из крупнейших в Европе.
Традиционными народными гуляниями с насыщенной культурной программой открылся в немецком городе Реклингхаузене 71-й международный рурский театральный фестиваль Ruhrfestspiele - один из крупнейших театральных смотров не только в Германии, но и во всей Европе. Известные и малоизвестные, но многообещающие режиссеры со всего мира показывают здесь свои спектакли.
"Kopf?ber Weltunter" (что можно перевести как "Очертя голову - к концу света") - таков девиз фестиваля на этот раз. Выбрав его, организаторы хотят привлечь внимание общественности к таким злободневным проблемам современности, как социальные потрясения в судьбах народов, разрушительные революции, страх перед террором, неуверенность людей в завтрашнем дне.
"Покушение" на Гофмана
Программу фестиваля открывает премьера рок-оперы "Песочный человек", поставленной по мотивам одноименной сказочной новеллы немецкого писателя-романтика Э. Т. А. Гофмана (Ernst Theodor Wilhelm Hofmann).
Инсценировал ее "звездный" американский режиссер, сценограф и драматург, один из крупнейших представителей театрального авангарда Роберт Уилсон, выбравший для этого сцену дюссельдорфского драматического театра Schauspielhaus. Первую проверку спектакль уже прошел: на его открытых репетициях публика была в восторге.
Новелла Гофмана "Песочный человек", написанная в 1816 году, повествует о любви, вспыхнувшей у перенесшего в детстве моральную травму и страдающего психическим расстройством студента к деревянной механической кукле, изобретенной злым и жестоким Песочным человеком. Осовременить эту сказку Роберту Уилсону помогла фантастическая, неистовая музыка с элементами готического рока, написанная знаменитой британской певицей и автором песен Анной Кальви. Особый колорит спектаклю придает и внешний вид актеров, предстающих марионетками с отбеленными лицами.
Фестиваль Ruhrfestspiele станет местом и других ярких премьер. Среди них - спектакль "Дурман" по пьесе шведского писателя и публициста, основоположника современной шведской литературы и театра Августа Стридберга, отражающей склонность автора к магии и оккультизму.
Режиссером, "покусившимся" на популярное в театральных кругах произведение Стридберга, стал сам Франк Хоффман (Frank Hoffmann) - директор рурского театрального фестиваля. Этой постановкой он отмечает завершение своей деятельности на посту главы Ruhrfestspiele, которым он руководил на протяжении почти полутора десятка лет.
Спектакль "Герман и Доротея", в основе которого - поэма Гете (Johann Wolfgang von Goethe), привез в Реклингхаузен венский "Бургтеатр". Его герой, сын владельца немецкого ресторана, влюбляется в дочь беженца. Понятно, что конфликт неминуем.
Привести в восторг молодежную публику обещает известный американский театральный и оперный режиссер Питер Селларс - "театральный хулиган" и "провокатор", как его порой называют. На подмостках Ruhrfestspiele пройдет его спектакль "Flexn", изобилующий танцевальными сценами в исполнении танцовщиков из Нью-Йорка. В нем поднимаются проблемы социального неравенства и расизма.
В общей сложности, 108 спектаклей будут показаны в рамках Ruhrfestspiele. Для них выделено более 20 театральных площадок. Фестиваль продлится до 18 июня.
Как все начиналось
Рурский театральный фестиваль - один из старейших в Европе. К слову, основан он был спонтанно. В холодную зиму 1946 года у гамбургских театров закончилось топливо, и им грозило закрытие. И тогда директор Немецкого драматического театра в Гамбурге снарядил экспедицию в Рурскую область, где издавна добывался уголь.
Экспедиция прибыла на двух пустых грузовиках в Реклингхаузен и попросила у местных горняков "немного угля". Те загрузили грузовики доверху. Такие "вылазки" повторялись потом несколько раз. В знак благодарности гамбургские театры стали приезжать летом в Реклингхаузен со спектаклями, которые показывали горнякам. Так было положено начало знаменитому фестивалю.